Звезда по имени Одри

Эта киноактриса стала самой настоящей легендой «серебряного экрана».

Одри Хепберн… воистину, легенда экрана. До того в нашем одноименном цикле выходили материалы только о выдающихся актерах Голливуда – Кларке Гейбле, Хамфри Богарте и Марлоне Брандо. Одри – первая женщина в этом ряду.

И совершенно не случайно.

Она стала иконой стиля благодаря своим наиболее известным работам в кинематографе – «Римские каникулы» и «Завтрак у «Тиффани». Всем знакомо культовое фото Одри в кафе «Тиффани». Однако, у этой замечательной женщины в активе и другие кинофильмы, и другие славные деяния, например, на поприще международной благотворительности. Она буквально искрилась талантами. Много ли подобных ей? Сравнимы с Одри Хэпберн – по отпечатку в истории, пожалуй, лишь Коко Шанель и Джеки Кеннеди. Все они были неординарными в первую очередь как личности: именно это определило их образ и их стиль, что вдохновляет женщин по всему миру и по сей день.

Голодные годы

Одри родилась в аристократической семье в мае 1929 года в маленьком бельгийском городке Иксель, что под Брюсселем, и получила полное имя Одри Хепберн-Растон. Ее отец, Виктор Растон, был английским банкиром, а мать, Элла ван Хеемстра, не много не мало голландской баронессой. Ее родными языками были английский и голландский.

Однако, несмотря на свое аристократическое происхождение, в детстве будущей звезде Голливуда пришлось очень несладко. Когда Одри было шесть лет, ее родители развелись, и она переехала с матерью в Нидерланды, в город Арнем. Вскоре началась Вторая мировая война и страну оккупировали немцы. После вторжения нацистов девочка взяла себе псевдоним Элла ван Хеемстра – ее настоящее имя Хепберн-Растон звучало очень по-британски и могло создать ей большие проблемы.

В те грозные годы Одри приходилось голодать, что серьезно отразилось на ее здоровье – и последствия перенесенных лишений преследовали ее всю жизнь. Особенно тяжелой была так называемая «голодная зима» 1944-45 гг., когда люди в Голландии буквально умирали от недоедания…   

Но… наступили, наконец, и более светлые времена. А Одри с ее врожденным артистизмом всегда тянулась к искусству – и после победы над Германией, закончив Арнемскую консерваторию, перебралась в столицу, Амстердам. Там они с матерью работали медсестрами в доме ветеранов войны. Но практически сразу с наступлением мирного времени, без отрыва от работы, Одри стала брать уроки балета. Она училась этому искусству в Лондоне у легендарного русского танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Хепберн занималась балетом до изнеможения, но высокий рост в сочетании с недобором в весе – последствиями хронического недоедания – не позволили бы ей стать прима-балериной. А быть на вторых ролях в кордебалете было ей неинтересно: Одри с юных лет стремилась быть первой в том, чем занималась.

И тогда девушка решила брать уроки актерского мастерства. Этот шаг оказался судьбоносным: спустя очень короткое время, всего через четыре года, Одри Хепберн стала мировой кинозвездой.  

Восхождение звезды

Дебют Одри как киноактрисы состоялся уже в 1948 году – это был некий обучающий фильм «Голландский за семь уроков» — он и стал ее «пробой пера». А первым полнометражным художественным фильмом с ее участием стала картина «Зернышко дикого овса», вышедшая на экраны еще через три года. Свою первую крупную роль она получила в 1952 году в кинофильме «Засекреченные люди»

Но все это было лишь увертюрой, прелюдией к подлинному триумфу. Настоящий успех пришел к Одри после съемок в фильме Уильяма Уайлера «Римские каникулы». Шел 1953 год: и кинолента, мгновенно став блокбастером мирового проката, со временем стала классикой кинематографа, что гораздо важнее. Сюжет – самая настоящая сказка для взрослых: любовь, вспыхнувшая между принцессой вымышленного европейского государства, наследницей престола, и самым обыкновенным американским журналистом. Его сыграл Грегори Пек, уже тогда один из самых востребованных голливудских актеров. Этот сюжет – любовь между простым парнем и принцессой – одна из классических историй в мировой литературе, особенно в детских сказках. За роль принцессы Анны Одри получила премию «Оскар»: это был неслыханный успех — и очень быстрый! Кроме того, работа была удостоена двух других весомых наград мирового кинематографа – «Золотой глобус» и BAFTA – это приз Британской киноакадемии. Так началась история современной Золушки, ставшей кинодивой.

Между прочим, во время съемок шли упорные слухи о романе Одри и Грегори. Доподлинно известно лишь то, что после «Римских каникул» они сохраняли дружеские отношения всю жизнь.

После ошеломляющего успеха «Римских каникул» сотрудничество режиссера Уайлера с Одри Хэпберн продолжилось – и весьма успешно: он снял ее еще в трех своих проектах. Это были совершенно разные по жанру фильмы – экранизация пьесы «Сабрина» (1954), драма «Детский час» и, наконец, комедийный детектив «Как украсть миллион» (1956). Эти ее работы также были удостоены целого ряда кинопремий и номинаций на «Оскар».

«Золотые пятидесятые» были завершением легендарного времени – той самой «золотой эпохи» Голливуда, когда на киноэкране блистали такие титаны, как Кларк Гейбл, Кэри Грант, Хамфри Богарт, Грегори Пек, Фред Астер, Питер Фонда и Гэри Купер. Этот период стал золотым и для Одри Хэпберн: она активно работала на многих проектах, причем не только в кино. Например, еще на самом взлете карьеры, в 1954 году, она получила премию «Тони» за игру в бродвейской постановке «Ундины». Одри замечательно справилась и с романтическим образом Наташи Ростовой в картине «Война и мир» режиссера Кинга Видора. Запомнилась и ее драматическая роль в картине Фреда Циннемана 1959 года «История монахини». В нем героиня Хепберн превращается из полной сил девушки в поникшую духом и обессиленную работой в больнице «нянечку».

Однако, ни одна из этих картин не могла сравниться с эпохальной кинолентой Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани», вышедшей в мировой кинопрокат в 1961 году. Именно тогда Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, а Джон Кеннеди заступил на пост президента США. Наступали романтические шестидесятые, полные оптимизма – и «Завтрак у «Тиффани» стал одним из символов той яркой эпохи.

Картина стала экранизацией одноименной новеллы знаменитого американского писателя Трумэна Капоте. Образ Холли Голайтли стал поистине культовым, а классическое «маленькое черное платье» от Живанши – мировым хитом.

Стиль одеваться и гламурный образ жизни Холли – хоть сам ее персонаж был и весьма противоречивым – пытались копировать миллионы женщин во всем мире.

Отдельного внимания заслуживают и роли Одри Хепберн в мюзиклах. В 1957 году она снялась в «Забавной мордашке», где ее партнером по съемкам стал король этого жанра Фред Астер. Рядом со звездой степа Одри не потерялась и сыграла более чем достойно.

Наконец, в 1964 году в экранизации легендарного бродвейского мюзикла «Моя прекрасная леди» Хэпберн исполнила одну из своих самых лучших ролей. Картина, между прочим, была удостоена «Оскара» за лучший фильм года.

Хепберн регулярно работала в кино до 1967 года, когда она снялась в картине «Дождись темноты», и получила за нее уже четвертую номинацию на награду Американской киноакадемии в качестве лучшей актрисы.  После этого в ее актерской карьере наступил продолжительный перерыв – Одри переключилась на семью и воспитание сыновей. Затем она постепенно перешла на возрастные роли и снималась уже от случая к случаю. Ее последним кинопроектом стала роль в картине Стивена Спилберга 1989 года «Всегда». Это было другое время – «золотой век Голливуда» давно завершился – и на съемочных площадках работали уже другие, пусть, и великие, режиссеры.

Между прочим, Одри Хэпберн входит в очень короткий список, состоящий всего из шестнадцати человек, которые были удостоены премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми» и «Тони», соответственно, высшие награды Америки в кинематографе, телевидении, музыке и театре.

Не шоу-бизнесом единым…

Она запомнилась не только как икона стиля, киноактриса и модель.  После фактического окончания своей актерской карьеры, в 1988 году Одри Хепберн была назначена на должность специального посла ЮНИСЕФ. При этом сотрудничество с этой организацией она начала еще в 1954 году: с тех пор Одри периодически принимала участие в различных благотворительных радиопроектах фонда.

Здесь большую роль играли личные мотивы: Хепберн испытывала благодарность к ЮНИСЕФ за собственное спасение после нацистской оккупации. Последние годы жизни она посвятила улучшению судьбы детей, проживающих в бедных странах. За пять лет с миссией ЮНИСЕФ Хепберн объездила более двадцати наиболее бедных стран мира, заботясь об обездоленных детях и их семьях. Она посетила Эфиопию, Турцию, Вьетнам, многие страны Южной и Центральной Америки, а также Бангладеш. В качестве специального посла ЮНИСЕФ она занималась осуществлением глобальных программ по снабжению нуждающихся в гуманитарной помощи, проведении вакцинаций и обеспечении питьевой водой.

К сожалению, эта красивая и талантливая женщина ушла от нас раньше, чем это могло бы быть. Свое последнее Рождество Одри Хэпберн провела в кругу детей и мужа, Роберта Уолдерса, назвав его «самым счастливым в жизни».

Сердце великой актрисы остановилось 20 января 1993 года, Одри Хепберн было всего шестьдесят три года.

Текст: Сергей Пашкевич

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии