Секреты Данилы-мастера

Как рождается каменный цветок

Изделия из натурального камня высоко ценились во все времена. И дело не только в их красоте: камнерезное искусство было по-настоящему тяжелым трудом, на создание сложных произведений уходили годы, а то и десятилетия кропотливой работы. При этом малейшая ошибка резчика или незамеченная вовремя скрытая в камне трещина грозили в одно мгновение испортить почти готовое изделие. Сегодня украшения из натурального камня стали доступнее: высокооборотные станки и алмазные фрезы позволили в десятки раз сократить время работы над камнем, однако до сих пор большая часть труда выполняется вручную – а, значит, каждое изделие, даже если оно выполнено в рамках серии, будет немного отличаться от других. Как же работают мастера по камню в наше время?

В начале был камень

Принято считать, что любая художественная работа начинается с эскиза: художник набрасывает на бумаге, лепит из пластилина или вырезает из воска контуры того, что он хочет воплотить в материале. В случае с натуральным камнем это верно лишь отчасти: если серийные украшения действительно собираются по эскизу из заранее подобранных камней, отсортированных по расцветке и размеру, то в случае штучной авторской работы мастер может начать и с самого камня. Природная форма с удаленными трещинами и известковыми корочками подскажет контуры будущего изделия, а уникальный для каждого камня рисунок можно обыграть в неожиданных деталях. Такие работы всегда существуют только в одном экземпляре и ценятся особенно высоко.

Необработанные цветные кремни (слева) и готовый кабошон из этого материала работы автора (справа).
Необработанные цветные кремни (слева) и готовый кабошон из этого материала работы автора (справа).

Создание грубой заготовки – пластины или простой геометрической формы, из которой затем родится изделие или его деталь – этап, который со стороны кажется самым простым. Но именно он – один из самых ответственных: здесь природный камень начинает показывать не только свой уникальный рисунок, но и скрытые дефекты. Незамеченные вовремя, они грозят загубить почти готовое изделие в последний момент. Прямые плоскости отпиливают алмазной пилой на высоких оборотах, а скругления и заглубления делаются на шлифовальном станке с грубым абразивным диском. Камень и инструмент должны быть мокрыми: при резке «на сухую» камень разогреется и расколется, а инструмент долго не проживет. Поэтому в лицо мастеру летят не только искры, но и обильная смесь из брызг и мокрой каменной муки. Когда сделаны заготовки из соответствующего замыслу материала нужной формы и размера, резчик может переходить к следующему этапу.

Кабошоны и галтовка: что это такое?

Слово «кабошон» происходит от французского caboche (голова). Так называют способ обработки камня, при котором образуется выпуклая округлая поверхность без граней. Именно в этой технике чаще всего обрабатывают агат, малахит, яшму и другие камни с красивым природным рисунком, который раскрывается тщательной полировкой – в отличие от прозрачных однородных камней (берилл, топаз, турмалин, аметист). Последние чаще подвергают огранке, главное в которой – создать игру света на гранях. Изготовление кабошона начинается с придания заготовке грубой формы, после чего на станке с гибкими ребристыми дисками – так называемой «черепашке» — мастер производит шлифовку и полировку, переходя от грубых насадок ко все более мелкозернистым. Внешний контур кабошона может быть любой формы: круглой, овальной, веретеновидной… Все зависит от фантазии мастера. Если же не требуется соблюдения точных пропорций, а оправа делается по готовому камню, часто предпочтительнее оставить внешние контуры неправильными — такими, какими их подсказала природа, лишь немного скруглив. В этом случае обладательница украшения сможет любоваться красотой всей поверхности камня, а не только той его части, которая была вырезана по шаблону.

Колье с кабошоном из бирюзы. Из ассортимента Shopping Live
Колье с кабошоном из бирюзы. Из ассортимента Shopping Live

Галтовкой называют камни природной, слегка скругленной формы, отполированные со всех сторон. Чаще всего такие вставки идут в бусы, браслеты и колье.  Это – один из немногих способов обработки камня, который выполняется автоматически: украшения из обработанных таким образом самоцветов наиболее доступны. В металлический барабан засыпают сходные по размеру, форме и твердости необработанные камни вместе с абразивным порошком. Вся конструкция вращается и грохочет (иногда несколько дней), после чего из нее достается симпатичная полированная галька. Остается просверлить отверстия под нить – и можно собирать украшение. Но особенно ценится и наиболее красива галтовка ручной работы. Дело в том, что вращающиеся в барабане камушки равномерно стачиваются со всех сторон, а природный материал, как правило, имеет довольно глубокие каверны и трещины. В результате к моменту, когда сошлифуются все дефекты, от них остается довольно мало.  Работая с каждым камнем индивидуально, мастер может «вытянуть» из природной гальки того же размера гораздо больший объем, а, кроме того, оставить только ту ее часть, которая имеет наиболее выразительный рисунок.

Серьги из галтовки аметиста. Из ассортимента Shopping Live
Серьги из галтовки аметиста. Из ассортимента Shopping Live

Как расцветают кристаллы

В крупных авторских украшениях часто используются удивительной красоты элементы, которых, кажется, не касалась рука мастера – природные кристаллы и друзы. Однако, в действительности, между творением природы и готовым украшением лежит немалый человеческий труд. Кристаллы – скрытные обитатели камня: они не лежат на дороге, а «живут» в округлых и невзрачных внешне минеральных образованиях – жеодах. Снаружи жеода может быть покрыта серой известковой или глинистой коркой, делающей ее для нетренированного взгляда практически неотличимой от обычных камней. Но мало найти жеоду – нужно ее правильно раскрыть – так, чтобы самые крупные и чистые кристаллы не высыпались осколками в ладонь, а украсили готовое изделие.

Колье с друзой кварца. Из ассортимента Shopping Live
Колье с друзой кварца. Из ассортимента Shopping Live

По внешней форме, небольшим открытым полостям и проступающим кое-где контурам оснований кристаллов мастер определяет направление распила или раскола. Плоскость среза должна пройти через полость с кристаллами, желательно не затронув самые красивые из них. Две одинаковые снаружи жеоды могут разительно отличаться внутри; бывает и так, что только одна из нескольких десятков оказывается интересной, а в остальных кристаллы уже успели срастись в однородную массу, лишенную всякой эстетической привлекательности. Но даже на вскрытии по-настоящему красивой друзы кристаллов работа не заканчивается. Тонкие стенки многих (особенно кварцевых) жеод часто бывают сложены слоистым агатом: шлифовка и полировка торца спила проявит его рисунок и создаст достойное обрамление сверкающей природной композиции внутри.

Мелкие детали – большой труд

Насадки, используемые для обработки камня
Насадки, используемые для обработки камня

Мастерская, в которой выполняется мелкая пластика по камню, напоминает рабочее место врача-стоматолога: здесь есть бормашина, внушительная коллекция разнообразных насадок-боров и даже материал для «пломб» — клей особой прозрачности и прочности. Им заполняют микротрещины перед проработкой мелких деталей, чтобы лепесток каменного цветка не улетел в другой конец мастерской во время шлифовки на высоких оборотах, а радовал вас долгие годы. Как правило, мастер работает под увеличением – в специальных очках, либо пользуясь стационарной лупой с подсветкой, а на особо мелких деталях может применяться даже бинокулярный микроскоп. Последовательно сменяя насадки и глядя на восковую модель (либо представляя себе контуры готового элемента в уме), резчик убирает все лишнее. Более крупными алмазными дисками делаются глубокие вырезы (например, прорезаются контуры лепестков), насадкой в виде небольшого цилиндрика выравниваются поверхности и «закручиваются» каменные листочки, а тонким миниатюрным диском выполняется насечка, имитирующая природный рисунок жилок. Там же, где требуется особая точность, резчик переходит от бормашинки к полностью ручной, как в древние времена, обработке камня, и берется за миниатюрные брусочки различной формы и зернистости, обильно смачиваемые водой.

Кулон. Халцедон, нефрит. Работа Алексея Полякова
Кулон. Халцедон, нефрит. Работа Алексея Полякова

Финальные штрихи

На отделку и полировку почти готового изделия часто уходит больше времени, чем на его изготовление. И это оправдано: именно на финальном этапе камень полностью показывает человеку свою внутреннюю красоту, а природный узор камня, различимый в начале работы лишь в общих чертах, раскрывается в мельчайших деталях. Малахит превращается в тонкое кружево, агат – в красочную абстрактную картину, лабрадорит расцветает красками полярного сияния, а кусочек родонита или мохового халцедона может продемонстрировать классический пейзаж в японском стиле. Однако полировка раскрывает не только рисунок камня, но и малейшие огрехи предыдущих этапов обработки, которые до этого не были заметны. Часто бывает, что лишь при переходе к финальному этапу становятся видны грубые зарубки и царапины: приходится возвращаться на крупный абразив, исправлять ошибки, затем переходить к тонкому… И так – снова и снова.

Разнообразие рисунков агата. Полированные спилы из коллекции автора
Разнообразие рисунков агата. Полированные спилы из коллекции автора

Но даже когда все каменные детали доведены до совершенства, работа не заканчивается: их нужно еще собрать в готовое украшение – соединить между собой и заключить в оправу. Камень склеивается специальным высокопрочным клеем, а для дополнительной прочности между деталями часто вставляются штифты из мельхиора или нержавеющей стали. На этапе сборки элементы из цветных камней могут быть дополнены самыми разнообразными материалами. В дело идут ценные породы древесины, металл, перламутр и даже экзотические орехи: здесь все зависит от фантазии и творческого замысла художника.

Цветные камни и орехи. Браслет из ассортимента Shopping Live
Цветные камни и орехи. Браслет из ассортимента Shopping Live

Теперь вы представляете в общих чертах, сколько труда и усилий требуется для создания украшений из натурального камня. Но долгие часы за работой, как и потраченные на покупку понравившегося украшения деньги, полностью себя оправдывают. Самоцветы не только необычайно красивы, но и практически вечны. Они неподвластны ни времени, ни меняющейся моде: такое украшение станет подтверждением статуса и исключительного вкуса его обладательницы.

Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!

Вконтакте https://vk.com/shoppinglive

Одноклассники https://ok.ru/shoppinglive

Facebook https://www.facebook.com/ShoppingLiveRussia/

Google + https://plus.google.com/b/109014393584944420678/109014393584944420678

Youtube https://www.youtube.com/user/shoppinglive

Текст: Алексей Поляков

Отправить ответ