Телевизионная магия

Замечательное эссе нашей ведущей Элеоноры Хабибулиной: о телешопинге и не только

Как именно работает слово? Что общего между продажами и полярными медведями? Каким образом телешопинг помог мне на стройке?

Рада тебе, дорогой читатель! Не так часто мы в последнее время встречаемся в эфире. А мне бы очень хотелось пообщаться поближе посредством этой статьи. Поэтому я написала о том, что знаю лучше всего – о телевидении! Возможно, эта информация будет полезной и для начинающего ведущего телешопинга.

Около девяти лет назад я провела самый первый прямой эфир в истории телеканала Shopping Live. Да-да, я как раз из тех «динозавров», которые видели рождение Shopping Live. Таким был мой первый опыт. Именно он помог мне впоследствии создать множество проектов на ТВ, среди них — фильмы о природе и животных для телеканалов «Моя планета», «Живая планета» и «Россия 24», программа «Школа ремонта» на ТНТ,  новости на «Матч-ТВ». Хочу особо отметить, что на сегодняшний день Shopping Live – самый продолжительный телепартнер в моей жизни. А может быть, потому что это и есть жизнь. Моя и миллионов телезрителей.

Как известно, у телевидения есть три основных миссии – информационная (познавательная), образовательная (просветительская) и, наконец, развлекательная. И существует десятки жанров — интервью, репортаж, сериал, реклама, ток-шоу и многое другое… А ведь, если задуматься, телешопинг — тот самый новейший, уникальный симбиоз, который сочетает в себе элементы всех этих жанров. Сплошная реклама? Едва ли. Слишком уж российский зритель разборчив и искушен. Кстати, меня удивил тот факт, что в нашей же стране первая реклама была показана аж в далеком 1964 году, еще в СССР. Она вышла в эфир по постановлению властей и имела социальную направленность: это был короткий музыкальный фильм о кукурузе! Но вернемся к жанрам и стилям, эфиры телешопинга рождают чудесные интервью, создают шоу, вовлекают как сериал, обучают как лекции, просвещают как документальное кино…

Как выяснилось, для меня навыки, полученные на Shopping Live, становятся донорами для моих других проектов и наоборот.

Чему научил меня телешопинг?

Когда я стала вести программу о ремонте, мы по-настоящему красили, штукатурили стены, забивали гвозди, и при этом параллельно мне нужно было доносить зрителям советы или общаться с героями. Поверьте, это очень непросто, если только вы не Юлий Цезарь. Тут пригодились наши телешопинговые эфиры в рубриках «Кухня», «Дом» и «Спорт». Мы в студии Shopping LIve не стоим на месте, постоянно в движении – что-то моем, готовим, пылесосим, крутим педали… Вместе с этим ведем диалог со зрителем. Кстати, отвечая на самый популярный вопрос — да, ремонт делали по-настоящему абсолютно бесплатно за семь дней, из них три были съемочными.

А когда в моей жизни появились экспедиции, я опасалась, что документалистика и дикая природа уж совсем далеки от телешопинга, и месячные командировки отвлекут меня от работы в Останкино. Но нет, они даже помогли лучше разбираться в товарах, наших продуктах, давать более осмысленные советы телезрителям. Скажем, я рассказываю в эфире о косметике на основе розового масла, и тут же вспоминаю, как сама для фильма о болгарской розе собирала ее лепестки и помогала загружать в дистиллятор, а затем мы получали розовое масло, на 1 грамм затрачивалось целых 5 кг лепестков! Конечно, мне легче было понять ценность товара с таким опытом. Или говорим о креме с экстрактом эдельвейса, а  я вспоминаю, как мы почти сутки взбирались по Карпатам, чтобы найти дикорастущий эдельвейс, занесенный в Красную книгу! Похожая ситуация были и со сбором хлопка в Узбекистане: когда видишь, как женщины вручную трудятся сутками на полях, осознаешь уникальность ручного сбора и экохлопка, когда мы в Shopping Live говорим о моде в рубрике «Одежда».  

Мой Топ-5 на Shopping Live

У меня есть список товаров, которые спасали меня в путешествиях. Подушка Sanidorm побывала со мной в пустынях Сахары, арктических тундрах и тропиках Малайзии… Это залог моего крепкого сна в самолетах, машинах, автобусах, без нее никуда. Кроссовки Caprice прошли со мной десятки километров по Гранд-каньону в Северной Америке и на плато Восточно-Маньчжурских гор в Приморье. Увлажняющие маски Taya и кремы Dr. Fuchs спасали мои волосы и кожу от сорокаградусной жары в Долине смерти в Калифорнии и от жестких ветров в Заполярье… Это не просто вещи, они – часть моих воспоминаний и эмоций, которыми можно поделиться в эфире. Да что там, прямо сейчас я пишу эту статью, сидя на моем любимом шезлонге от Clever в дачном саду…

И, признаться, в эту самую секунду я поняла одну простую истину. Я, конечно, всегда знала, что любые покупки дарят радость, однако, приобретая на Shopping Live, испытываешь радость два раза. Первый – когда заказал товар, второй- когда получил! Но, оказывается, третий раз ты тоже получаешь удовольствие – когда рассказываешь о своих приобретениях! Пишу об этом – и мне приятно…

Чему еще научил меня Shopping Live? Экспериментировать! Прямой эфир наших шоу – это самая благостная почва для проб неизведанного. Скажем, нового партнера в эфире. Порой мы настолько привыкаем к своему образу и представлению о том, с кем нам будет комфортно в кадре, что упускаем новые возможности в синергии с новым партнером- экспертом или ведущим. Необычные тандемы порой рождают интереснейшие истории. Иногда самый неожиданный человек может раскрыть твои способности и потенциал. Я всегда вспоминаю, как снимала документальный фильм о дружбе козла Тимура и тигра Амура, под Новый год вся Россия умилялась этой парочке. Хищник и жертва. Вот так тандем! Уж точно такого никто не ожидал,  а какая история вышла. Так что, надо пробовать!

Советы начинающим ведущим в телешопинге

Вы спросите: есть ли сложности в телешопинге? Конечно! Опираясь на свой опыт и опыт иностранных коллег — лидеров в области телешопинга в Италии, Германии и Соединенных Штатах — я разработала ряд рекомендаций начинающим ведущим в телешопинге: что следует или что не следует делать. Итак…

Агрессивный подход, навязывание продукта. Признаюсь, сама не раз поддавалась на манипуляции со стороны продавцов, на их сильную энергетику. Знаете, про таких людей говорят: он обладает таким даром убеждения, что ему дают в долг даже банкоматы! Но внутри оставалось какое-то странное чувство неудовлетворенности, как будто не я сделала выбор, а кто-то за меня.  

В нашей работе на Shopping Live мы с коллегами стараемся построить со зрителем долгосрочные доверительные отношения.

Для нас продавать – это как помочь. У меня такой подход интуитивно сформировался еще в моем модельном агентстве. До того как я смогла нанять менеджеров, сама отвечала на звонки, мобильный был всегда был при мне, даже в душ без телефона не ходила. Признаюсь, частенько разговоры с клиентами меня застигали именно там. И даже несмотря на то, как важен был мне каждый заказ, я никогда не настаивала, старалась сначала выслушать запрос, а потом уже искала варианты. Клиенты часто отмечали, что именно такой подход отличал нас от конкурентов.

Будьте собой. Не стоит переигрывать, слишком стараться понравиться… Будь собой — ведь все остальные роли уже заняты. Такую фразу вы, наверняка, слышали. Советский журналист, театровед Владимир Саппак писал, что у телевидения абсолютный слух неправду. Соглашусь, экран как бы высвечивает поддельные, искусственные эмоции. В этом плане работа в телестудии ничем не отличается от экспедиции в дикой природе. И там и там важно быть искренним. Мы исследовали белых медведей в Арктике, редчайших амурских леопардов на Дальнем Востоке, и я заметила – звери охотно позволяют себя снимать людям с прозрачными намерениями. Малейший намек на страх, агрессию или попытка обмануть хищника, например, привлечь лакомством, оборачивалась неудачей. Наверное, именно это называют звериной интуицией.

Не следует затрагивать политические, религиозные или спорные социальные темы. Величайшее из достоинств оратора, по словам Цицерона, не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Это на самом деле верно, здесь необходимо вспомнить, что ведущему телешопинга, как и любому журналисту, лучше оставаться беспристрастным. Например, в новостях на спортивном канале стилисты рекомендуют нам не открывать крупный крестик на шее, или носить его на длинной цепочке. Ведь у нас страна многоконфессиональная. Кому-то моя религия не близка. К слову, об уникальном стиле: идеально, если ведущий нашел его и пронес сквозь годы — так, что его образ стал родным и узнаваем зрителями.

Но не всегда это возможно. Я пришла на Shopping Live жгучей брюнеткой, сейчас блондинка. Конечно, со временем изменила цветовую гамму гардероба и макияж: теперь мне делают менее активный. Хотя яркую помаду не разлюбила. Современным ведущим повезло в этом плане больше, чем дикторам пятидесятых. Ведь в эпоху черно-белого телевидения камеры снабжались красными фильтрами, придававшими изображению зеленый оттенок. В связи с этим дикторам и актрисам вместо красной помады и румян губы и щеки гримировали в зеленый!   

Очень полезно постоянно совершенствовать свою грамматику и стилистику. Не делать этого – большая ошибка. Наш голос — это наша душа. Словом, как говорил Толстой, можно соединить людей, а можно и разъединить их. Ведущему каждый день необходимо повышать качество речи. Каким образом? Больше читать в целом. В идеале, классику, увеличивать, таким образом, словарный запас. Стараться исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин» и т. д. Ударения. Этой теме можно целую статью посвятить, я часто слышу неверные ударения в словах «мастерскИ», «трубопровОд», «джинсОвая куртка» (но «джИнсовый магазин»). Есть и слова-фантомы, скажем, слован «кипельно-белый» не существует, есть «кипенно-белый», от слова «кипень»… И таких примеров можно привести множество.

Кроме того, в разговоре желательно не выражать сильных эмоций, а использовать простые фразы, не торопиться. Темп речи также очень важен. Монотонный разговор вызывает безумное чувство скуки. Выдерживайте паузу. Употребляйте во время беседы различные метафоры, сравнения, поговорки. Это значительно оживит речь. Изучайте значение неизвестных вам слов, учитесь их правильно произносить. У нас на журфаке МГУ давали задание — одну и ту же новость сообщить десятью способами, не повторившись в тексте, это очень эффективное упражнение.  И конечно, юмор. Пошутить, в том числе и над собой, если это уместно в ситуации, нелишне.

Тренируйте память. Помню, десять лет назад на первых эфирах Shopping Live я учила информацию по товарам, старалась запоминать их свойства наизусть – у меня до сих пор хранятся кипы бумаг с характеристиками тренажеров, посуды или пылесборников… Наверняка, многие думают, что мы в студии использует суфлер. Однако, это не так, у нас все по памяти. Даже иностранные коллеги часто в эфирах работают с планшетами, с минимальными подсказками, у наших экспертов и ведущих все в голове, это уже профессиональная привычка.

Ну, а чтобы избавиться от волнения есть чудесное упражнение. Если вы сможете произнести свою речь в два раза быстрее обычного и при громко включенной музыке, вы сможете произнести ее в любых обстоятельствах! Неважно, испытываете ли вы стресс, вы сможете спокойно донести посыл аудитории.

Не стоит обижаться на обратную связь. Мы все натуры творческие, тонкие. Но уметь воспринимать критику в нашем деле – это важнейшее качество. Более того, извлекать из любого отзыва пользу. Ошибки, промахи все это помогает нам расти. Поэтому не стоит спорить, лучше поблагодари за обратную связь, за то что люди вообще заметили тебя, внимание лучше безразличия. Ведь ты создаешь продукт для людей, презентуешь его для людей, их мнение поможет тебе стать лучше. Занимаясь бизнесом уже более пятнадцати лет, я поняла: пять неудач лучше одной победы. Даже крупные инвесторы, рассматривая тот или иной стартап, чаще вкладываются в тот проект, чьи создатели помимо успехов имели провалы, а значит, опыт. А это бесценно.

Необходимо быть в диалоге. Я считаю, уметь слышать партнера — чуть не главный аспект не только телевидения, но и жизни. Работа в команде всегда дает больше плодов. Африканская пословица гласит: хочешь идти быстро – иди один; хочешь идти далеко – идите вместе. А еще порой нужно помочь партнеру, поддержать его, пожертвовав своим эго. В профессиональном реслинге есть такое понятие – «джоббить». Это когда оппонент, так сказать, поддается сопернику ради красоты и эффектности шоу. Нам всем иногда в работе не помешает «джоббить» партнеру, и это вовсе не проигрыш, а победа в глобальной перспективе.

Будьте всегда в хорошем настроении! Когда я работала в театре, наш режиссер говорил: заходя в зал, где ставят спектакль, оставляй свое плохое настроение за дверью. То же могу отнести к любой работе на телевидении, а к это относится телешоппингу особенно. Ведь наша основная миссия — дарить зрителям эмоции, исключительно положительные. Да, мы сами живые люди, иногда на душе кошки скребутся, но всегда нужно помнить, что на тебе ответственность за тех, кто включил именно этот канал, у кого, возможно, кошки на душе вообще воют! И любое доброе, искренне сказанное слово, посыл из глубины души может помочь кому-то улыбнуться. Кстати, это не так сложно сделать — преодолеть свою хандру, просто улыбайся сам, твой мозг очень быстро поверит телу и уже через пять минут вынужденная улыбка перестоит весь организм, проверено на себе. Эфир – это настоящее лекарство, как для нас ведущих, так и для наших зрителей.

Каковы главные принципы для достижения взаимной любви, или хотя бы симпатии с телевидением? На мой взгляд – это умение видеть прекрасное везде и во всем, желание учиться в любом возрасте, невзирая даже на богатый жизненный и профессиональный опыт за плечами. Следуют этим принципам многие, а значит, такие понятия, как сердечность, добросовестность и открытость на нашем телевидении – это, перефразируя Саппака, отнюдь не реликтовое понятие, оставшееся в далёком прошлом вместе с дилижансами и фаэтонами. 

Ну что ж, завершаю свои размышления, да и, кажется, дождь собирается, пора заносить свой любимый шезлонг. Хотя постойте, производители обещают, что осадков он не боится, оставляю! Потом расскажу, прошел ли он тест на прочность.

Текст: Элеонора Хабибулина
Фото: Элеонора Хабибулина

Отправить ответ