Стопроцентный американец

Клинт Иствуд – живая легенда Голливуда в полном смысле этого слова.

Клинт Иствуд – это самый настоящий стопроцентный американец, в коренном, посконном смысле. Он – один из тех, кого называют WASP – White Anglo-Saxon Protestant, то есть белый, англосакс, протестант. В его жилах течет английская, ирландская, голландская и немецкая кровь. Его семья – также эталонно-американская. Отец, Клинтон Иствуд-старший, был работягой, трудился на сталелитейном заводе в Сан-Франциско, а мать, Маргарет Рут Раннер, работала инженером в компании IBM.

Да и роли он исполнял всегда самые что ни на есть архитепичные: ковбой – Клинт прославился именно как герой вестернов, а также полицейский, заключённый, тренер по боксу, рабочий с автомобильного завода из Детройта.  

Его лицо, что в молодые годы, что сейчас, словно бы высечено из камня. А глаза – как закаленная сталь. Клинт Иствуд – не просто кинозвезда. Он – олицетворение духа Америки. И совершенно не случайно именно его — жесткого, непреклонного — пригласили сниматься в Half Time in America — легендарном рекламном ролике автомобильной компании «Крайслер», повествовавшем о возрождении детройтских заводов и всей страны после кризиса 2008 года.  

На старте

Его детство пришлось на очень трудные годы, в то время в Америке была Великая депрессия и его семья часто переезжала вдоль Западного побережья в надежде найти работу. Еще в школе он впервые вышел на сцену любительского театра.

Затем Клинт устроился на автозаправку, потом был пожарным. Однако, уже в юные годы он достаточно овладел мастерством игры на пианино, чтобы выступать в различных барах и клубах Калифорнии, его родного штата.

В 1950 году Иствуд-младший был призван в армию США. Его определили в летную школу. Тогда как раз началась война в Корее и его подразделение должно было отправиться воевать на Дальний Восток. Однако, во время одного из учебных полетов его самолет потерпел крушение. Молодому пилоту удалось спастись, причем он проплыл около пяти километров до берега! Впечатленное командование оставило его в тренировочном лагере в качестве инструктора по плаванию.

После демобилизации Клинт поступает в колледж в Лос-Анжелесе, но уже через год, послушав добрый совет друзей, пробует себя в актерском ремесле. Высокий и фактурный, он прекрасно подходил к амплуа киногероя.

И это решение изменило его жизнь навсегда.

Он довольно быстро вписался в кинобизнес, но играть приходилось в малобюджетных триллерах и вестернах. Названия были те еще: «Месть твари», «Фрэнсис на флоте», «Тарантул» и множество подобных им кинолент. Это было именно ремесло. Но еще – и бесценный актерский опыт. В 1956 году Клинт Иствуд исполняет свою дебютную главную роль – Джека Райса в комедийном вестерне «Первая женщина-коммивояжер». А пару лет спустя он – вновь в главной роли в вестерне «Засада на перевале Симаррон».

Но главное было впереди.

«Долларовая трилогия»

В 1959 году Иствуд вновь исполняет главную роль – на этот раз в ковбойском телесериале «Сыромятная кожа». Сам проект не стал особенно успешным, но именно здесь его заметил итальянский кинорежиссер Серджио Леоне. Через несколько лет, в 1964 году, он сделал Клинту – да, приглашение, от которого нельзя отказаться: пригласил его на роль ковбоя Джо в своем фильме «За пригоршню долларов». Съемки происходили в Испании.

Это был тот самый ставший знаменитым благодаря Леоне жанр «спагетти-вестерна». Картина, с музыкой Эннио Морриконе, положила им начало. От классических американских вестернов эти фильмы отличаются тем, что представляют собой скорее кинопритчи, нежели реалистические произведения, зачастую основанные на подлинных событиях из истории Дикого Запада. Спагетти-вестерны – некая условная реальность в декорациях вестерна, здесь акцент не на сюжете, а на эффектном зрительном ряде. Плюс еще прямо-таки эпично вылепленная цельность характеров героев. Что-то вроде серьезной пародии на настоящие американские вестерны, при этом со всем их антуражем – брутальными персонажами, револьверами, ковбойскими шляпами, лошадьми, подковами и салунами. И, конечно же, рублеными фразами и кровью рекой.

Интересно, что сюжет первого вестерна Серджио Леоне был основан на фабуле фильма «Телохранитель» великого японца Акиры Куросавы. Вот только Леоне перенес действие из Японии на Дикий Запад, а главного героя превратил из самурая – которого в фильме Куросавы играл легендарный актер Тосиро Мифунэ – в одинокого волка, скачущего по просторам прерий, в исполнении Иствуда. Его персонаж получил прозвище «Человек без имени».

Лента стала настолько популярной в Европе и Соединенных Штатах, что Леоне затем выпустил целых два сиквела, также получивших культовый статус в кинематографе: «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой». Эти картины получили название «Долларовая трилогия».

И все они были объединены ролью «Человека без имени»: хладнокровного, не выказывающего эмоций положительного героя, решающего за справедливость и всегда стреляющего без промаха в плохих парней. Типаж Иствуда идеально подходил для этой роли.

Так Клинт Иствуд, «Человек без имени» не только в кинокартине, но и по большому счету, в Голливуде, обрел имя. Да еще какое.

Икона Голливуда

Теперь карьера Иствуда вышла на умопомрачительные высоты: его образ немногословного, неулыбчивого героя вестернов соперничал с образом самого Джона Уэйна, суперзвезды, актера №1 в этом жанре.  

Иствуд стал смелым и целеустремленным «хорошим парнем с пистолетом». Причем не только в вестернах, таких как «Вздерни их повыше» или «Наездник с высоких равнин», но и в криминальных боевиках, где он также играл положительных героев-полицейских. Достаточно вспомнить его знаменитую картину «Грязный Гарри» 1972 года, с коронной фразой его персонажа Гарри Каллахана: «Удиви меня!».

Заодно стало потихоньку понятно, что Иствуд способен играть далеко не только плоских, картонных ковбоев из спагетти-вестернов, какими они и должны быть в этом жанре, но и тонкие драматические роли персонажей сложных и неоднозначных.

Прощание с Диким Западом

Величие приходило к Клинту Иствуду постепенно, зато неуклонно. Он не только играл главные роли в голливудских блокбастерах, но и стал режиссером собственных картин. И картины эти были неплохие. Затем он практически перестал сниматься в чужих кинопроектах. Вот так, шаг за шагом Иствуд стал больше режиссером, чем актером. И режиссером он стал просто замечательным. Поразительно, но с годами талант Иствуда не только как актера, но и как режиссера проявлялся все ярче и ярче, играл новыми красками, подобно тому, как удивляет своим богатством и глубиной вкус старого вина.   

Но, вероятно, статус великого актера ему принес вестерн «Непрощенный», который он снял как режиссер и исполнил в нем главную роль. Он получил «Оскара» как режиссер и был номинирован в категории «Лучшая мужская роль». Кроме того, еще одного «Оскара» Иствуд был удостоен в номинации «Лучший фильм».

И вот тогда он попрощался с вестернами.

От крутого – к великому

В 2003 году уже за детектив «Таинственная река» Клинт Иствуд был еще раз номинирован на «Оскар» в качестве режиссера.

А еще через год успех «Непрощенного» повторила его берущая за душу спортивная драма «Малышка на миллион» с Хиллари Суонк: вновь «Оскар» за режиссуру и номинация за лучшую мужскую роль.

Большим событием с участием Иствуда как режиссера и актера в современном американском кино стала драма «Гран Торино», она вышла на экраны в 2008 году. Иствуд сыграл там пожилого американца Уолта Ковальски, ветерана корейской войны, впоследствии полвека оттрубившего на конвейере завода Ford. Жена умерла, старик живет в тихом пригороде индустриального Детройта – автомобильного сердца Америки, где по соседству – множество выходцев из Азии. Проблема в том, что он их, мягко говоря, недолюбливает. И ездит на своем Ford Grand Torino – культовом масл-каре семидесятых, символе его прошлого.

Но… постепенно у него завязываются дружеские отношения с азиатскими соседями. В итоге, чтобы спасти своего нового друга от притязаний местной банды, Уолт жертвует жизнью. Лента и сам Иствуд получили множество призов, отличные отзывы критики и внушительные показатели бокс-офиса – кассовых сборов. Но дело даже не во внешнем признании. Это действительно качественный, классный фильм на все времена. Воистину: «Сделано Клинтом Иствудом».

А не так давно, в 2016 году Иствуд стал режиссером и продюсером драмы «Чудо на Гудзоне», основанном, да, это тавтология, на предельно драматических реальных событиях.  Фильм стал экранизацией автобиографии Чесли «Салли» Салленбергера – пилота «Боинга» компании US Airways и бывшего военного летчика. В 2009 году он в качестве командира воздушного судна совершил аварийную посадку на воду.

Тогда оба двигателя прямо на взлете вышли из строя из-за попадания птиц. Шансов на успешную посадку было катастрофически мало, однако, Салли удалось принять единственно верное, но кране рискованное решение – сесть на воду на реке Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек – пассажиры и члены экипажа – остались живы. Посадка получила название «Чудо на Гудзоне», но вместо благодарности Салленбергер получил долгое судебное разбирательство: авиационные власти настаивали, что он мог дотянуть до одного из ближайших аэропортов. В итоге расследование показало правоту пилота, которого сыграл Том Хэнкс.  

Клинт Иствуд так и не получил своего «Оскара» за актерское мастерство, хотя и был номинирован. Зато он был удостоен целых двух золотых статуэток, плюс номинации, в качестве режиссера. Есть у него и высшая награда Франции – Орден Почетного легиона. Но дело не в многочисленных наградах и призах.

В феврале 2010 года Иствуд был награждён президентом США Бараком Обамой наградой в области искусства и гуманитарных наук. Обама назвал его фильмы «очерками индивидуальности, суровой правды и сути того, что значит быть американцем».

Это, наверное, и будет лучшей характеристикой Клинта Иствуда как актера и режиссера. И как личности.

P.S. Еще немного штрихов

Помимо режиссуры и актерской работы, Иствуд увлекается джазом. Он сочинил несколько композиций, которые звучат в некоторых его фильмах. Иствуд – еще и успешный бизнесмен, он владеет рестораном и отелем в небольшом городе Кармел, в его родном штате Калифорния. Кстати, Иствуд даже был его мэром этого городка с 1986 по 1988 годы.

Его главные хобби – гольф и… трансцендентальная медитация. У Иствуда прекрасное здоровье – в отличие от героев своих картин он не курит и ежедневно тренируется в спортзале. На съемочной площадке Иствуд обустраивает для занятий небольшую площадку с тренажерами.

Интересно, но, несмотря на свой экранный образ «крутого парня», в жизни Иствуд испытывает страх перед насекомыми. Он скромен в быту, передвигается на видавшим виды «олдскульном» «Кадиллаке».

Жизнь Клинта Иствуда напоминает захватывающий триллер – с яркими победами, красивыми женщинами, иногда – с временными отступлениями и запоминающимися возвращениями. Но… что-то подсказывает в его стальном взгляде, что до финальных титров еще далеко…

Вспоминается его фраза из того самого рекламного ролика: «Мир еще услышит рев наших моторов».

Текст: Сергей Пашкевич

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии