История сервировки стола с древнейших времен
Когда мы говорим об изысканной сервировке стола, часто даже не подозреваем, насколько древнюю историю имеют привычные и понятные нам вещи: салфетки, скатерти, кухонные ножи и посуда разнообразных форм. Предлагаем вам совершить небольшую прогулку по музеям. Но обращать внимание мы будем не на главных действующих лиц скульптур и полотен, а на неприметные детали, которые смогут многое рассказать об истории декорирования блюд и сервировки.
Назначение некоторых предметов до сих пор не дает покоя археологам: например, точно сказать, как именно использовался тот или иной античный сосуд, возможно, лишь если его изображение проскочит где-нибудь на фреске в интерьере. В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные. Поскольку художники во все времена часто обращались к еще более древней истории, возникает еще один вопрос: изображенное на картине застолье отражает реконструкцию изображенной эпохи, представление художника о ней, или же в действительности он обратился к быту своих современников, лишь вписав его в историческую канву сюжета? Если мы говорим о средневековых произведениях, практически всегда верным окажется третий вариант: библейские герои одеты в костюмы двенадцатого или пятнадцатого века, а интерьер вокруг обставлен соответствующим образом. Лишь с XVIII-начала XIX веков, когда появилась наука археология, многие художники стали стремиться к точной передаче духа эпохи, используя в своих произведениях предметы быта, найденные во время раскопок – да и то многие давали волю своей фантазии.
Застолье каменного века

Быт наших далеких предков часто изображают примитивнее, чем он был на самом деле. Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило, и вся добыча археологов. Между тем, в эпоху неолита люди освоили множество сложных процессов (производство керамики, изобретение колеса, земледелие, солеварение), и нет никаких оснований считать, что они рвали зубами и руками тушу убитого зверя. Да и в области искусства люди в то время преуспели. Но сцены охоты, изображенные в большинстве случаев, мало что могут сказать о других сторонах их быта. Однако разнообразие видов керамической посуды позволяет предположить, что она использовалась не только для хранения запасов, но и – как эта небольшая чашка – для индивидуального пользования.
Античный мир
Эпоха античности подарила нам огромное разнообразие видов керамики. Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой; именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы, использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги).

В Древнем Риме уже высоко ценили столовое серебро. Хотя привычные нам вилки появились много позже – не раньше позднего Средневековья, римские ложки из раскопок Помпей имеют почти современный вид. Наиболее распространены были два вида ложек: большая – лигула, и маленькая с круглой чашкой – коклеария. Первая функционально соответствовала привычным нам ложкам, а вторая использовалась для употребления улиток и яиц и имела заостренную ручку, которой можно было накалывать кусочки, как на вилку.
Самыми распространенными материалами для посуды и столовых приборов были керамика и бронза. Знать могла позволить себе высокохудожественную посуду из цветного стекла, считавшегося в те времена драгоценным, а простые люди довольствовались утварью из дерева и даже свинца.



За столом в эпоху античности не сидели на стульях, а принимали пищу полулежа, на невысоких кушетках – клиниях. На каждой клинии размещалось до трех человек, а обычный пиршественный зал состоял из трех таких лож, назывался триклинием и вмещал, соответственно, до девяти человек. Многочисленные барельефы и сохранившиеся фрески позволяют в деталях представить себе, как проходило античное застолье.

Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу. В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы. Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. Лампа представляла собой закрытую плошку с носиком, в которую наливалось масло, а в носик вставляли фитиль и зажигали. Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти. В богатых римских домах масляные лампы соединяли с помощью искусно украшенных канделябров. А хранили масло в особых сосудах – гуттах, форма которых позволяла подливать масло прицельно тонкой струйкой или вовсе по капле. Оформляли эти сосуды с не меньшей фантазией, чем канделябры.

Что касается предметов, которые мы обычно видим на столе – блюд, чаш и кувшинов, то в эпоху поздней античности они приобрели практически современные формы, и в таком виде вошли в более позднюю западноевропейскую культуру.

Средневековье
Несмотря на стереотипы о рыцарях, поедающих целую тушу кабана прямо с вертела, произведения средневековой эпохи говорят нам об обратном. Например, на бронзовой колонне из собора в немецком городе Хильдесхайм мастер XI века изобразил в числе прочего несколько застольных сцен. На одном из барельефов в глаза бросается скатерть, ниспадающая со стола изящной драпировкой, столовые ножи, кубки и ломти хлеба – явно аккуратно отрезанные, а не отломанные. А на барельефе работы итальянского скульптора Донателло, изображающем пир Ирода, если отвлечемся от жутковатого сюжета, мы увидим идеальную сервировку стола: помимо скатерти, имеются салфетки, столовые ножи практически современной формы, круглое блюдо, а также солонка или соусница.


Из собрания ГМИИ им. Пушкина

Музеи Ватикана
Еще изысканнее обставлен стол на гобелене XV века, хранящемся в Ватикане. «Тайная вечеря» – один из популярнейших сюжетов в средневековом искусстве, и по одним лишь по ее многочисленным вариантам можно проследить, как менялись правила сервировки от века к веку. Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью. Хлеб аккуратно нарезан тонкими ломтиками, а в руке одного из апостолов – небольшая чашка-пиала. Стакан из витого венецианского стекла и золоченый кофейник с солонкой (скорее всего, восточной работы) завершают изысканную сервировку.
Как выглядел в то время пиршественный зал, можно представить себе в реконструированных интерьерах замка Мальборк на севере Польши. Огромная светлая трапезная с воздушными, устремленными ввысь готическими сводами и длинными дубовыми столами по бокам могла вместить не один десяток рыцарей.

Голландский натюрморт

Натюрморт с лангустом, 1640-е гг.
Из собрания ГМИИ им. Пушкина
Нидерланды XVII века подарили нам прекрасную живописную школу, одной из основных тем которой стали изысканные натюрморты. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов. Хотя такие работы мало расскажут о компоновке стола, на них искусно выписаны мельчайшие детали отдельных предметов сервировки – тех, которыми располагал и, возможно, пользовался в быту художник.
Так, на натюрморте с лангустом кисти Яна Давидса де Хема мы видим простые, однако отполированные до зеркального блеска металлические блюда, на которых разложены устрицы и фрукты. Рядом с лангустом лежит модный в то время в Западной Европе и очень дорогой кубок из раковины наутилуса. А на картине «Завтрак» Питера Класа привлекает внимание блюдо продолговатой формы с запеченной форелью: на подобных подают рыбу и в современных ресторанах. Стеклянный бокал искусной работы и массивная литая солонка уравновешивают композицию, а из-под белоснежной скатерти выглядывает филигранная ручка ложки, либо ножа – судя по прозрачности, также изготовленная из стекла и искусно украшенная позолотой.

Из собрания ГМИИ им. Пушкина

Крестьянская свадьба. Фрагмент
Из собрания ГМИИ им. Пушкина
Но не только богато оформленные натюрморты вдохновляли голландских художников. До нас дошли многочисленные сценки быта простых людей, впечатляющие своей реалистичностью. И в части из них можно разглядеть небогатый крестьянский стол. На картине Яна Стена «Крестьянская свадьба» он занимает незначительную часть полотна в левом углу композиции и изобилует множеством деталей, по которым мы можем судить о крестьянском быте того времени. Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего, из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты.
Изучать по полотнам мастеров историю сервировки стола и декорирования блюд – занятие увлекательное само по себе. Но кто знает – может быть, вдохновившись работами прошлого, вы решите и сами удивить гостей исторической тематикой, устроив вечеринку в стиле Древнего Рима или средневековой Европы? В этом случае изучение картин поможет подобрать среди современных предметов быта именно то, что позволит вам передать дух эпохи.
Текст: Алексей Поляков
Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!
Вконтакте https://vk.com/shoppinglive
Одноклассники https://ok.ru/shoppinglive
Facebook https://www.facebook.com/ShoppingLiveRussia/
Google + https://plus.google.com/b/109014393584944420678/109014393584944420678
Youtube https://www.youtube.com/user/shoppinglive