Представляем новый цикл эссе — «Легенды экрана». И начинаем с великолепного Кларка Гейбла.

Драмы сопровождали этого человека всю жизнь. Он был единственным ребенком Уильяма Генри Гейбла, буровика на нефтяной скважине, и его жены Аделины. Вскоре мать умерла от эпилепсии и его воспитывала тетка. Он был женат пять раз, но лишь единожды в счастливом браке: через три года его любимая жена погибла в авиакатастрофе.
Он воевал во Второй мировой войне, участвуя в налетах на Германию в качестве стрелка на стратегическом бомбардировщике и едва не погиб…
У него было двое детей. Но первого ребенка он не признал, а второго так и не увидел, так как малыш родился вскоре после его смерти от сердечного приступа. Ему было всего пятьдесят девять лет…
Но он действительно был легендарной личностью – и ключевое слово здесь «личность». Он был первым киноактером Америки и настоящим секс-символом своего времени. Еще при жизни его стали называть «королем Голливуда» – и это были не пустые слова. За свою карьеру снялся в девяносто одной кинокартине – и был удостоен «Оскара» за лучшую мужскую роль в одной из них. Но ныне его лучше знают по другому фильму – кинокартине на все времена, «Унесенные ветром», где он сыграл роль Ретта Батлера.
Да, это – Кларк Гейбл. Прошли десятилетия с тех пор, когда он блистал на серебряном экране. Но и по сей день он – один из самых известных в мире актеров, подлинная икона Голливуда.
И «Оскар» вручается…
Кларк всегда мечтал о сцене. До дебюта в кино у него были театральные роли – как любой настоящий актер, он начинал с театра. В кинематограф Гейбл впервые пришел в 1924-м, тогда это еще была эпоха немого кино. Ему было всего двадцать три года.
Прославился он в 1932 году после съемок в романтической драме «Красная пыль». Там он играл с Джин Харлоу, актрисой, которая в то время была одним из секс-символов Голливуда. Роль сделала Кларка первой мужской звездой знаменитой киностудии MGM – этот голливудский мэйджор и по сей день снимает кинокартины. Помните рычащего льва на заставке?
Удивительна его история с первыми двумя женами. Впервые он женился на Джозефине Диллон, она была старше Гейбла на четырнадцать лет! Именно благодаря ей он пробился на заветный киноэкран – она преподавала ему актерское мастерство. Через шесть лет они развелись – и Кларк женится на Марии Лэнгэм. Эта женщина вновь старше его – на этот раз уже на целых семнадцать лет… Совпадение или нет, но в то время его карьера достигла наивысшей точки. В тридцатые годы Гейбл сыграл более чем в шестидесяти фильмах. Он стал тогда самым известным актером Америки. И именно в ту пору его стали называть Королем Голливуда.
И вершины он достиг очень быстро: в 1935 году Кларк Гейбл получает «Оскар» за роль в фильме «Это случилось однажды ночью», подлинном блокбастере того времени – романтической комедии режиссера Фрэнка Капры.

В главных ролях там играли звезды: сам Гейбл – и еще одна голливудская красотка, Клодетт Кольбер. Кинолента была удостоена пяти премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм». Эта картина стал первой в истории Голливуда, завоевавшей «Оскары» в пяти самых престижных номинациях, что позже удалось только двум фильмам, всем хорошо известным: «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1991). Напомним эти ключевые номинации: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий».
Затем его еще дважды будут выдвигать на «Оскар». Сначала в 1935 году за роль в кинокартине «Мятеж на «Баунти». Это был еще один крупномасштабный голливудский фильм, основанный на реальных событиях восемнадцатого столетия на британском флоте — бунте моряков против жесткого капитана Блая на корабле «Баунти» на Тихом океане. Кларк Гейбл сыграл там лейтенанта Кристиана Флетчера, главу восставших.
По иронии судьбы, за свою самую известную роль, после которой он приобрел поистине культовый статус, Кларк Гейбл «Оскара» не получил, «лишь» номинацию. Это была роль Ретта Батлера в легендарном фильме…
…Унесенные ветром
Gone with the Wind — «Унесенные ветром»… Так называли южан – жителей южных штатов США, которые проиграли Гражданскую войну Северу в 1865 году. Эту эпоху называли «позолоченным веком» — с ее шикарным и расслабленным образом жизни, ласковым солнцем и, конечно, плантациями и рабовладением. После войны эпоха закончилась – как будто всех этих рабовладельцев с их светскими раутами унес ветер, мощный техасский торнадо…
И так же был назван фильм 1939 года, снятый в жанре исторической военной мелодрамы, по одноименному роману Маргарет Митчелл, освещавшему важную страницу американской истории. События картины разворачиваются на Юге США во время Гражданской войны, в центре сюжета – история Скарлетт О’Хары, дочери плантатора из Джорджии. Главные роли исполнили британка Вивьен Ли (Скарлетт) и собственно Кларк Гейбл (Ретт Батлер). Производство было очень тщательным. Об этом говорят, например, такие детали: продюсеры ждали Кларка Гейбла два года, пока он сможет заняться этой картиной, а на роль Скарлетт было прослушано более 1400 актрис!
Премьера состоялась 15 декабря 1939 года в Атланте.
Фильм получил положительные отзывы критиков, особой похвалы удостоилась Вивьен Ли. Из тринадцати номинаций на «Оскар» картина завоевала целых десять премий, причем две из них – почетные. «Унесенные ветром» были удостоены золотых статуэток в том числе в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая женская роль» (Вивьен Ли) и «Лучшая женская роль второго плана» (Хэтти Макдэниел – первая афроамериканка, получившая награду Американской киноакадемии). «Унесенные ветром» установили рекорд по числу номинаций и завоеванных премий.

Удивительно, но номинация Гейбла на «Лучшую мужскую роль» не получила своей награды. Однако известно, что сам актер не горел желанием сниматься в этом кино и даже, как говорят, так и не прочел роман Митчелл, который, собственно, и был экранизирован. Возможно, это было что-то кармическое. Этот драматический момент на церемонии вручения стал один из парадоксов в истории Голливуда…
Картина оказалась не просто творческим шедевром, но и флагманом в технологическом отношении. Судите сами: «Унесенные ветром» стали первым полноценным цветным фильмом в мире благодаря новейшей технологии Technicolor. На съемках задействовали все семь трехпленочных техниколоровских камер, имевшихся на тот момент в киноиндустрии. Еще были уникальные съемки с промышленного крана в сцене с площадью Атланты, усеянной мертвыми и ранеными конфедератами – солдатами Юга. И тщательно, покадрово перекрашенные на пост-продакшене в зеленый серые глаза Вивьен Ли — еще одно революционное новшество в кинотехнологиях. И добавьте сюда самые большие в мире кино титры.
«Унесённые ветром» оказались невероятно популярной картиной, став самым кассовым фильмом мира и удерживали этот рекорд более четверти века. С учетом инфляции картина по-прежнему остается самой кассовой лентой в истории со сборами более 3,7 млрд. долларов. В течение XX века картина периодически выходила в повторный прокат и стала частью поп-культуры. «Унесенные ветром» регулярно входят во все возможные списки величайших фильмов всех времен.
Любовь его жизни
В 1939 году Гейбл встречает, наконец, любовь всей своей жизни – звездную актрису Кэрол Ломбард. Он немедленно разводится с предыдущей женой и женится на Кэрол.
Если Кларк Гейбл был Королем Голливуда, то Кэрол можно было бы назвать королевой: на тот момент она была самой высокооплачиваемой актрисой. Красивая стильная женщина и умница, она ни в чем не уступала ему. С ней ему было интересно и весело, она была не просто его женой, но и другом: Кларк, наконец, нашел кого-то, подобного себе. Такие вещи в жизни и отношениях случаются не так часто. Идеальная пара… Когда они впервые встретились и Кларк решил, по обыкновению, приударить за очередной актрисой, она осадила его: «Эй, парень, ты что себе позволяешь? Кем ты себя возомнил: Кларком Гейблом?». Чувство юмора – помимо красоты и ума – было одним из достоинств этой женщины.

Вот одна из характерных деталей отношений двух кинозвезд: Кларк коллекционировал автомобили, и тогда Кэрол подарила ему Ford, украшенный сердечками.
А дальше была война – началась Вторая мировая. Американские актеры регулярно принимали участие в турах по стране, посвященным сбору денег на нужды фронта посредством продажи военных облигаций. Пока Кэрол ездила по Америке, Гейбл снимался в очередном фильме в Голливуде. Был 1942 год. И вдруг в какой-то момент до Кэрол стали доходить слухи об интрижке Гейбла с одной из партнерш. Она решила возвращаться домой, причем лететь на самолете, хотя обычно ездила на поезде. Самолет вылетел из Лас-Вегаса и почти сразу врезался в гору… Три года счастья Кларка Гейбла внезапно закончились. И закончились навсегда. Так для прекрасного, знаменитого и обожаемого всей Америкой Короля Голливуда погасло солнце, его любовь ушла в небытие…
В небе над Германией
После гибели любимой жены Кларк начал в буквальном смысле «искать смерть». В этот момент, осознавая, видимо, что фронту он пригодится больше, а, скорее всего, просто устремляясь навстречу опасности, Гейбл уходит в действующую армию – «Король Голливуда» становится обычным пулеметчиком на стратегическом бомбардировщике B-17 «Летающая крепость» и участвует в налетах на Германию: эти постоянные разрушительные бомбардировки методично уничтожали экономику нацистов. Согласно статистике, B-17 совершал в среднем двадцать вылетов до того, как быть сбитым. После двадцати вылетов летчики уходили со службы, называя крайние пять миссий «за чертой смерти». Тем не менее Гейблу неимоверно везло — он не получил ни одной царапины и отлетал двадцать пять боевых. В один из таких налетов зенитный снаряд проходит в нескольких сантиметрах от его головы, после чего студия MGM предпринимает максимум усилий, чтобы вернуть свою главную звезду с фронта.

В ноябре 1943 года он вернулся в Штаты с пятнадцатью километрами кинопленки для документального фильма «Сражающаяся Америка» и продолжил работу в кино. Воистину, мужчина на экране – мужчина в жизни.
Закат
С тех пор Кларк Гейбл еще немало снимался и даже дважды женился. У него впереди было еще семнадцать лет жизни, но, похоже, он больше никогда не был по-настоящему счастлив. Последней его работой стал фильм «Неприкаянные» по сценарию знаменитого писателя Артура Миллера, на тот момент – уже бывшего мужа Мэрилин Монро, которая была его партнершей по картине. Между прочим, Монро была одна из самых преданных поклонниц Гейбла.

Дело в том, что когда Мэрилин была маленькой и скиталась по приемным семьям, она показывала всем фотографию Гейбла и сочиняла, что он — ее отец. Наконец, став знаменитой, она снялась с кумиром своего детства в кино и, по слухам, даже закрутила с ним роман. Но ходили другие слухи: что именно ее истерики на съемочной площадке истерзали сердце усталого актера. Скорее всего, все это было просто таблоидными слухами, столь частыми, когда дело касается жизни звезд.
Но инфаркт у Гейбла, увы, был фактом. Одиннадцать дней спустя, 16 ноября 1960 года он скончался, так и не увидев своего сына, родившегося у его последней жены, актрисы Лоретты Янг, через пять месяцев после его смерти…
Вместе с ним в Голливуде ушла эпоха…