Главный демон Голливуда

Актер с такой внешностью не может не играть ролей, исполненных драматизма. И у Аль Пачино это прекрасно получается!

Чтобы убедительно изобразить дьявола, главу мафиозного клана, владельца казино, слепого полковника разведки или даже голливудского продюсера, мало иметь демоническую внешность. Надо еще обладать и демоническим характером. У Аль Пачино, американского итальянца из Южного Бронкса и мировой кинозвезды, и того, и другого в избытке. 

В Южном Бронксе

Юный Альфредо был весьма эмоциональным и чувствительным ребенком: до семи лет ему не разрешали выходить на улицу одному. Тем более, что это были улицы Южного Бронкса, района, по своей «крутизне» соперничающего с Гарлемом, а в чем-то и превосходящего его. Единственным развлечением была местный кинотеатр, который он с матерью, Розой Пачино, посещал скучными бронкскими вечерам. Его отец, Сальваторе, оставил семью, когда Аль было всего два года. Маме приходилось много работать, и днем, оставленный на попечение бабушки, мальчик пересказывал ей содержимое просмотренных кинолент, причем «в лицах». А отца ему заменил дед, Джеймс Джерарди.

Аль никогда не был примерным мальчиком, скорее, наоборот, отъявленным хулиганом. Достаточно упомянуть, что курить он начал в девять лет, а в двенадцать уже познакомился с алкоголем. Он был тем, кто на английском называется troublemaker – инициатор проблем разного рода, зачинщик ссор и драк. Очевидно, что учился при всем этом Аль весьма неважно. В итоге в старшей школе он не смог сдать ни одного экзамена, и в семнадцать дерзкого парня попросту отчислили.

Звезда театра

Отчисление привело конфликту с матерью и итоге юнец ушел не только из школы, но и из дома. Чтобы выжить, Аль перепробовал множество работ – был уборщиком, курьером, официантом, почтальоном и затем даже поваром в итальянском ресторане. Казалось бы, путь в «нижний мир», мир неудачников, ему обеспечен.

Однако, в нем было то, чего не было у тысяч и тысяч подобных ему парней: настоящая искра Божия, его актерский талант. Еще в школе Аль Пачино прозвали Актером. Да и почти все заработанные деньги он теперь откладывал на то, чтобы получить актерское образование. Сначала Аль начал выступать в нью-йоркском театральном андерграунде, а после присоединился к театральной студии HB Studio в Гринвич-Виллидже, богемном районе Нью-Йорка. Там он познакомился с преподавателем актерского мастерства Чарли Лаутоном, ставшим его учителем и затем лучшим другом.

В ту пору у юного Аль Пачино частенько не было ни работы, ни крыши над головой. Иногда ему приходилось ночевать в подсобках театров, оставаться у друзей или в буквальном смысле на улице. Но это дало ему необходимую закалку. Именно тогда он твердо решил стать актером – причем карьера его началась именно в театре.

И в итоге фортуна улыбнулась ему: в 1966 году, после неоднократных попыток поступить, Аль Пачино наконец-то удачно прошел прослушивание в знаменитой Актерской студии, настоящей «кузнице талантов». Это студия, где у лучших педагогов изучали профессию актеры, режиссеры и драматурги. Она расположена на Манхэттене. За свою долгую историю Студия помогла запустить карьеру таких звезд Голливуда, как Пол Ньюман, Мэрилин Монро, Джейн Фонда, Дастин Хоффман и Микки Рурк. Именно там, в Актерской студии, Аль изучал игру по системе Станиславского, обучаясь этому на курсе Ли Страсберга.

После учебы его ждала театральная карьера. Причем Аль Пачино обосновался на театральных подмостках Бостона и Нью-Йорка весьма прочно: он исполнял драматические роли в известных в ту пору спектаклях «Проснись и пой!», «Америка, ура», «Индейцы хотят Бронкс» и «Ричард III».

А  25 февраля 1969 года Аль Пачино дебютировал уже на Бродвее в спектакле Дона Петерсена «Носит ли тигр галстук?». Уже через месяц спектакль закрыли после всего лишь тридцати девяти показов, но сам Пачино получил восторженные отзывы на свою игру и 20 апреля того же года был удостоен престижной театральной премии «Тони» –эквивалента «Оскара» в театральном искусстве. Это был успех и так он стал звездой Бродвея. Можно сказать, что Аль Пачино шел путем Марлона Брандо: оба они начинали в театре.

Этот успех – награду «Тони» – Пачино повторит восемь лет спустя с постановкой «Основная подготовка Павло Хуммелля». И, даже став звездой Голливуда, Аль Пачино не бросил театр и на протяжении разных лет играл в таких спектаклях, как «Американский бизон», «Саломея», «Хьюи» и, наконец, постановке «Венецианский купец», которая в 2010 году за неделю собрала более миллиона долларов, что очень много для театра. Когда-то начав с Шекспира, он уже в очень зрелом возрасте вернулся к нему…

Но, конечно же, Аль Пачино знают в первую очередь как блистательного, необычного киноактера, обладающего удивительным магнетизмом.

«Крестный отец»…

Кинокарьера Аль Пачино, как и многих других, началась с эпизодических ролей, которые теперь никто уже не помнит. Часто его имя даже не фигурировало в титрах… Первым проектом, где его заметили, стала трагикомедия «Я, Натали». Затем уже более значительную роль он сыграл в 1971 году в картине «Паника в Нидл-Парке». Именно образ наркомана Бобби, созданный Аль Пачино, настолько впечатлил Фрэнсиса Форда Копполу, что тот не стал даже рассматривать другие кандидатуры на роль Майкла Корлеоне для съемок масштабного криминального боевика «Крестный отец». А ведь среди них были такие звезды, как Уоррен Битти, Роберт Редфорд, Роберт Де Ниро и Мартин Шин.

Фильм имел ошеломительный успех, эту ленту называют лучшей в творческой биографии киноактера и сегодня, а сам Аль Пачино тогда впервые был номинирован на «Оскар». В «Крестном отце» ему удалось мастерски передать основную линию сюжета – превращение своего персонажа, Майкла, из скромного юноши в безжалостного главу мафиозного клана. Его отца Дона Вито Корлеоне сыграл Марлон Брандо: здесь их пути вновь пересеклись.

Затем был знаменитый сиквел – «Крестный отец II»: его многие критики считают даже превосходящим первую часть. Здесь впервые был задействован дуэт звездных голливудских итальянцев – Аль Пачино и Роберта Де Ниро. И тот, и другой показали в «Крестном отце» вершины актерского мастерства. Позже они сыграют вместе еще в нескольких кинокартинах – о чем речь впереди.

…и не только

Обладая столь необычным, в самом деле демоническим типажом, Аль Пачино волей судеб играл гангстеров на протяжении всей своей карьеры. Но это отнюдь не было правилом. Случалось ему играть и парней хороших. Например, в киноленте «Серпико» 1973 года. За роль полицейского Фрэнка Серпико, причем в основу сюжета легла реальная история нью-йоркского копа с этим этим именем, Аль снова был номинирован на «Оскар» и премию Британской академии кино, а также стал лауреатом «Золотого глобуса».

Достигнув звездного статуса не только в театре, но и в кинематографе, Аль Пачино уже мог сам выбирать только те роли, которые ему нравились. Поэтому в разное время он отказался сниматься в таких проектах, ставших впоследствии блокбастерами, как «Крамер против Крамера», «Звездные войны». «Апокалипсис сегодня» и «Красотка». Но семидесятые, когда он стал суперзвездой Голливуда, ушли в прошлое – и наступили восьмидесятые, эпоха Рональда Рейгана и в целом американского возрождения.

Но как раз у Аль Пачино это был период упадка. Он снялся тогда в ряде не очень успешных лент. Более того, на протяжении четырех лет Аль вообще не работал в кино, испытывая проблемы с алкоголем. Но и тогда был яркий эпизод, пусть и один: в 1983 году режиссер Брайан де Пальма предложил ему главную роль в фильме…

«Лицо со шрамом»

Это криминальная драма, в которой Аль играет кубинского наркобарона по имени Тони Монтана. У картины есть реальная подоплека: в 1980 году Фидель Кастро открыл границы для эмиграции – и десятки тысяч кубинцев устремились во Флориду. Однако, там была уловка: многие семьи в самом деле воссоединились, но среди беженцев с «острова Свободы» (да, это ирония), были также и тысячи самых настоящих преступников, которые разгрузили переполненные кубинские тюрьмы, а заодно и стали диверсантами поневоле в Америке. Фильм, кстати, осудила критика, но он сделал отличные кассовые сборы, со временем став культовым.

За роль кубинского гангстера актера номинировали на «Золотой глобус». Более того, сам Аль Пачино считает, что именно этот фильм – лучший за всю его карьеру.

Ну, а уже в девяностые у актера произошел настоящий comeback: он сыграл в целом ряде знаковых картин и, наконец, был удостоен «Оскара» за лучшую мужскую роль.

«Запах женщины», «Адвокат дьявола», etc

Но сначала, в 1990 году, на экраны вышла пародия на гангстерские фильмы по знаменитым в Америке комиксам «Дик Трейси», с одноименным названием, за участие в котором Аль в уже шестой раз номинируется на «Оскар».

А в 1993 году Аль Пачино таки получил золотую статуэтку за блестящую роль харизматичного слепого полковника Фрэнка Слэйда в стильной драме «Запах женщины». Больше всего, наверное, запоминается эпизод, где полковник исполняет танго вместе с женщиной, которую он впервые… нет не видит, а буквально ощущает ее аромат, тот самый «запах женщины».

Были там и другие великолепные моменты, например, речь его персонажа в колледже Бэйрд, где он разоблачал поощряемое ректором стукачество и защищал своего протеже, студента на стипендии, и его ассистента.

Аль Пачино «по традиции» продолжал играть гангстеров – в таких известных кинолентах, как «Путь Карлито» или «Донни Браско», а также и в комедийном фильме Стивена Содерберга «Тринадцать друзей Оушена» – с Джорджем Клуни, Брэдом Питтом, Мэттом Дэймоном, Энди Гарсиа и другими звездами кино.

А вот картина «Схватка», где вновь был представлен тот самый звездный итальянский дуэт: Аль Пачино и Роберт Де Ниро, стала «ассиметричным ответом» актера: здесь Аль Пачино играл «хорошего парня», полицейского детектива, а вот Де Ниро – преступника. Интеллектуальное противостояние их персонажей – изюминка этого кино.

Еще один фильм, претендующий на статус очередного культового с Аль Пачино – мистическая драма «Адвокат дьявола», в которой он исполняет роль Сатаны, по совместительству – главы крупной нью-йоркской юридической конторы. Его партнером по площадке стал Киану Ривз, сыгравший главную роль – того самого адвоката. Некоторые моменты в фильме действительно леденят кровь, что достигается не только уместными согласно сюжету спецэффектами, но и превосходной игрой самого Аль Пачино в столь органичной для него роли – «Главного плохого парня». Уж кто может быть хуже и страшнее самого Сатаны?

В новом тысячелетии, помимо уже упомянутой экранизации шекспировской пьесы «Венецианский купец», можно выделить телефильм «Вы не знаете Джека», за который Аль Пачино был удостоен целого сонма наград – премий «Золотой глобус», «Эмми» и Гильдии киноактеров США. А совсем недавно, в 2019 году, он великолепно сыграл в эпизодической роли продюсера Марвина Шварца в последнем на данный момент тарантиновском фильме «Однажды в Голливуде». Наконец, в том же году вышел «Ирландец» Мартина Скорцезе, где Аль Пачино выступает в «привычном» для него гангстерском жанре, хотя и играет роль жертвы мафиози.

Ему можно долго петь дифирамбы, но можно сформулировать и так: Аль Пачино – это не просто блестящий актер театра и кино. Это человек, который стареет благородно, как хорошее вино – и на экране, и в жизни…  

Текст: Сергей Пашкевич

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии