Пир на весь Рим

История сервировки стола с древнейших времен

Когда мы говорим об изысканной сервировке стола, часто даже не подозреваем, насколько древнюю историю имеют привычные и понятные нам вещи: салфетки, скатерти, кухонные ножи и посуда разнообразных форм. Предлагаем вам совершить небольшую прогулку по музеям. Но обращать внимание мы будем не на главных действующих лиц скульптур и полотен, а на неприметные детали, которые смогут многое рассказать об истории декорирования блюд и сервировки.

Назначение некоторых предметов до сих пор не дает покоя археологам: например, точно сказать, как именно использовался тот или иной античный сосуд, возможно, лишь если его изображение проскочит где-нибудь на фреске в интерьере. В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные.  Поскольку художники во все времена часто обращались к еще более древней истории, возникает еще один вопрос: изображенное на картине застолье отражает реконструкцию изображенной эпохи, представление художника о ней, или же в действительности он обратился к быту своих современников, лишь вписав его в историческую канву сюжета? Если мы говорим о средневековых произведениях, практически всегда верным окажется третий вариант: библейские герои одеты в костюмы двенадцатого или пятнадцатого века, а интерьер вокруг обставлен соответствующим образом. Лишь с XVIII-начала XIX веков, когда появилась наука археология, многие художники стали стремиться к точной передаче духа эпохи, используя в своих произведениях предметы быта, найденные во время раскопок – да и то многие давали волю своей фантазии.

Застолье каменного века

неолитическая чашка
Неолитическая чашка с ямочным орнаментом. Археологический музей г. Ванн, Франция.

Быт наших далеких предков часто изображают примитивнее, чем он был на самом деле. Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило, и вся добыча археологов. Между тем, в эпоху неолита люди освоили множество сложных процессов (производство керамики, изобретение колеса, земледелие, солеварение), и нет никаких оснований считать, что они рвали зубами и руками тушу убитого зверя. Да и в области искусства люди в то время преуспели. Но сцены охоты, изображенные в большинстве случаев, мало что могут сказать о других сторонах их быта. Однако разнообразие видов керамической посуды позволяет предположить, что она использовалась не только для хранения запасов, но и – как эта небольшая чашка – для индивидуального пользования.

Античный мир

Эпоха античности подарила нам огромное разнообразие видов керамики. Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой; именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы, использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги).

Античные сосуды
Виды античных сосудов. Из собрания ГМИИ им. Пушкина. Троццелла. Южная Италия конец IV – начало III в. до н.э.; 1. Троццелла. Южная Италия конец IV – начало III в. до н.э.; 2. Кратер. Южная Италия, Апулия. VI-V в. до н.э.; 3. Ойнохойя. Южная Италия, Кампания. VII в. до н.э.; 4. Кратер. Лукания, мастер Амика. 430-420 гг. до н.э.; 5. Пиксида. Сицилия, 330-320 гг. до н.э.; 6. Котила. Кампания, 380-350 гг. до н.э.; 7. Ритон. Апулия, IV в. до н.э.; 8. Канфар. IV в. до н.э.; 9. Ойнохоя. IV в. до н.э.

 

В Древнем Риме уже высоко ценили столовое серебро. Хотя привычные нам вилки появились много позже – не раньше позднего Средневековья, римские ложки из раскопок Помпей имеют почти современный вид. Наиболее распространены были два вида ложек: большая – лигула, и маленькая с круглой чашкой – коклеария. Первая функционально соответствовала привычным нам ложкам, а вторая использовалась для употребления улиток и яиц и имела заостренную ручку, которой можно было накалывать кусочки, как на вилку.

Самыми распространенными материалами для посуды и столовых приборов были керамика и бронза. Знать могла позволить себе высокохудожественную посуду из цветного стекла, считавшегося в те времена драгоценным, а простые люди довольствовались утварью из дерева и даже свинца.

Римские ложки
Римские ложки. Помпеи. Источник — Wikipedia, Salento81 & Barrosh.m
Помпеи, Геркуланум. Черпаки для вина
Черпаки для вина из Помпей и Геркуланума. I в. до н.э. – I в. н.э. ГМИИ им. Пушкина
Античное застолье
Два возлежащих героя и юный виночерпий. Халкидики, 380 г. до н.э. Археологический музей г. Салоники, Греция

За столом в эпоху античности не сидели на стульях, а принимали пищу полулежа, на невысоких кушетках – клиниях. На каждой клинии размещалось до трех человек, а обычный пиршественный зал состоял из трех таких лож, назывался триклинием и вмещал, соответственно, до девяти человек. Многочисленные барельефы и сохранившиеся фрески позволяют в деталях представить себе, как проходило античное застолье.

Гутт в виде крысы
Гутт в виде крысы. Кампания, 310-280 гг. до н.э. ГМИИ им. Пушкина

Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу. В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы. Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. Лампа представляла собой закрытую плошку с носиком, в которую наливалось масло, а в носик вставляли фитиль и зажигали. Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти. В богатых римских домах масляные лампы соединяли с помощью искусно украшенных канделябров. А хранили масло в особых сосудах – гуттах, форма которых позволяла подливать масло прицельно тонкой струйкой или вовсе по капле. Оформляли эти сосуды с не меньшей фантазией, чем канделябры.

Античный канделябр с фигурой Силена
Канделябр с фигурой Силена. I в. до н.э. – I в. н.э. ГМИИ им. Пушкина

Что касается предметов, которые мы обычно видим на столе – блюд, чаш и кувшинов, то в эпоху поздней античности они приобрели практически современные формы, и в таком виде вошли в более позднюю западноевропейскую культуру.

Античная посуда
Посуда эпохи поздней античности. Из собрания ГМИИ им. Пушкина

Средневековье

Несмотря на стереотипы о рыцарях, поедающих целую тушу кабана прямо с вертела, произведения средневековой эпохи говорят нам об обратном. Например, на бронзовой колонне из собора в немецком городе Хильдесхайм мастер XI века изобразил в числе прочего несколько застольных сцен. На одном из барельефов в глаза бросается скатерть, ниспадающая со стола изящной драпировкой, столовые ножи, кубки и ломти хлеба – явно аккуратно отрезанные, а не отломанные. А на барельефе работы итальянского скульптора Донателло, изображающем пир Ирода, если отвлечемся от жутковатого сюжета, мы увидим идеальную сервировку стола: помимо скатерти, имеются салфетки, столовые ножи практически современной формы, круглое блюдо, а также солонка или соусница.

Колонна с изображением новозаветных сцен
Фрагмент колонны. ГМИИ им. Пушкина, подлинник –  собор г. Хильдесхайм (Германия), XI в.
Донателло. Пир Ирода
Донателло. Пир Ирода, фрагмент. 1423-1427 гг.
Из собрания ГМИИ им. Пушкина
Тайная вечеря. Гобелен. Ватикан
Тайная вечеря. Гобелен, XV в.
Музеи Ватикана

Еще изысканнее обставлен стол на гобелене XV века, хранящемся в Ватикане. «Тайная вечеря» – один из популярнейших сюжетов в средневековом искусстве, и по одним лишь по ее многочисленным вариантам можно проследить, как менялись правила сервировки от века к веку. Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью.  Хлеб аккуратно нарезан тонкими ломтиками, а в руке одного из апостолов – небольшая чашка-пиала. Стакан из витого венецианского стекла и золоченый кофейник с солонкой (скорее всего, восточной работы) завершают изысканную сервировку.

Как выглядел в то время пиршественный зал, можно представить себе в реконструированных интерьерах замка Мальборк на севере Польши. Огромная светлая трапезная с воздушными, устремленными ввысь готическими сводами и длинными дубовыми столами по бокам могла вместить не один десяток рыцарей.

Мальборк. Трапезная
Трапезная замка Мальборк, Польша. XIV-XV вв.

Голландский натюрморт

Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лангустом
Ян Давидс де Хем.
Натюрморт с лангустом, 1640-е гг.
Из собрания ГМИИ им. Пушкина

Нидерланды XVII века подарили нам прекрасную живописную школу, одной из основных тем которой стали изысканные натюрморты. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов. Хотя такие работы мало расскажут о компоновке стола, на них искусно выписаны мельчайшие детали отдельных предметов сервировки – тех, которыми располагал и, возможно, пользовался в быту художник.

Так, на натюрморте с лангустом кисти Яна Давидса де Хема мы видим простые, однако отполированные до зеркального блеска металлические блюда, на которых разложены устрицы и фрукты. Рядом с лангустом лежит модный в то время в Западной Европе и очень дорогой кубок из раковины наутилуса. А на картине «Завтрак» Питера Класа привлекает внимание блюдо продолговатой формы с запеченной форелью: на подобных подают рыбу и в современных ресторанах. Стеклянный бокал искусной работы и массивная литая солонка уравновешивают композицию, а из-под белоснежной скатерти выглядывает филигранная ручка ложки, либо ножа – судя по прозрачности, также изготовленная из стекла и искусно украшенная позолотой.

Питер Клас Завтрак
Питер Клас. Завтрак. 1646 г.
Из собрания ГМИИ им. Пушкина
Ян Стен. Крестьянская свадьба
Ян Стен. 1626-1679
Крестьянская свадьба. Фрагмент
Из собрания ГМИИ им. Пушкина

Но не только богато оформленные натюрморты вдохновляли голландских художников. До нас дошли многочисленные сценки быта простых людей, впечатляющие своей реалистичностью. И в части из них можно разглядеть небогатый крестьянский стол. На картине Яна Стена «Крестьянская свадьба» он занимает незначительную часть полотна в левом углу композиции и изобилует множеством деталей, по которым мы можем судить о крестьянском быте того времени. Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего, из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты.

Изучать по полотнам мастеров историю сервировки стола и декорирования блюд – занятие увлекательное само по себе. Но кто знает – может быть, вдохновившись работами прошлого, вы решите и сами удивить гостей исторической тематикой, устроив вечеринку в стиле Древнего Рима или средневековой Европы? В этом случае изучение картин поможет подобрать среди современных предметов быта именно то, что позволит вам передать дух эпохи.

 

Текст: Алексей Поляков

 

 

 

 

 

 

Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!

Вконтакте https://vk.com/shoppinglive

Одноклассники https://ok.ru/shoppinglive

Facebook https://www.facebook.com/ShoppingLiveRussia/

Google + https://plus.google.com/b/109014393584944420678/109014393584944420678

Youtube https://www.youtube.com/user/shoppinglive

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Отправить ответ