Черный рыцарь Голливуда

В 1999 году, в столетие с дня его рождения, Хамфри Богарт был признан лучшим актером в истории американского кино.

Хамфри Богарт – один из самых не просто известных, а именно культовых голливудских актеров. Он стал главным лицом фильма в жанре «нуар» (noir, «черный» по-французски) даже в большей степени, чем Джон Уэйн – лицом классического вестерна. Нуар – это зародившийся в сороковые годы прошлого века в Голливуде жанр криминальной драмы, исполненный пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. Эти картины стали настоящим мейнстримом в Америке времен Второй мировой войны и Хамфри Богарт сыграл здесь ключевую роль. А кинокартина «Мальтийский сокол», сделавшая его суперзвездой Голливуда, стала классикой жанра.

Его типаж – мужественный, противоречивый, испытавший многое в жизни человек, разочаровавшийся в ней, но сохранивший при этом достоинство и благородство – идеально подходил для черно-белого нуара.

Интересно, но фильмы с участием Богарта уступали по главным продюсерским показателям – кассовым сборам и размерам гонораров – картинам с участием других первостепенных голливудских актеров «Золотого века Голливуда», таких, как Джон Уэйн, Кларк Гейбл, Кэри Грант или Гэри Купер. Однако, именно его ленты оказались впереди по самому главном показателю, который можно было осознать лишь со временем, и называется он «культурная значимость». Достаточно назвать одну из них: «Касабланка». Кроме того, в период с 1940 по 1956 годы Богарт постоянно играл главные роли в главных голливудских блокбастерах того времени, многие из которых впоследствии стали классикой кино. С количеством таких ролей не сравнится не один актер, ни до, ни после него.

Прелюдия

Он вырос в обеспеченной нью-йоркской семье, отец был хирургом, а мать – рекламным иллюстратором. Причем зарабатывала она в два раза больше мужа, что было необычно по тем временам.

Хамфри учился в частных школах, затем, вопреки воле родителей не стал поступать в престижный Йельский университет. Долго искал себя, служил даже в Военно-морских силах в самом конце Первой мировой войны. В 1921 году начал подрабатывать на театральных подмостках. Его карьера долго не складывалась. Он работал в десятках театральных постановках и множестве голливудских кинофильмов категории «Б», играя гангстеров, что ему не нравилось.

Успех пришел не скоро: в 1936 году Богарт снялся в экранизации театральной постановки, получившей название «Окаменелый лес». Ему досталась роль беглого преступника. В итоге его игра была названа «блестящей», «неотразимой» и «превосходной». Эта роль и стала мостиком актера к звездному статусу в Голливуде.  

Эпоха нуар

Именно 1941 год, переломный во многих смыслах, когда и Советский Союз, и Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, стал переломным и для голливудского кино. В этом году на экраны Америки вышел фильм, в котором гангстерское кино тридцатых — боевик того времени — стало превращаться в нуар сороковых. Этим знаковым фильмом стала лента «Высокая Сьерра». Именно тогда на первый план вышел Хамфри Богарт: она стала его дебютом в по-настоящему большом голливудском проекте класса «А». Он исполнил там роль вызывающего симпатию у зрителей грабителя, только что вышедшего тюрьмы и решившего провернуть свое последнее дело, чтобы после него окончательно удалиться на покой. Согласно канонам жанра, все идет не так, как планировалось, и герой Богарта превращается в беглеца, чьи планы были полностью разрушены…

Но подлинно культовый статус актер приобрел после съемок в фильме «Мальтийский сокол», вышедшего в том же году. Его режиссером стал лучший друг Богарта, Джон Хьюстон: дружба и совместное творчество связывали их всю жизнь. Картина стала классикой жанра: это был не просто нуар, а «крутосваренный нуар». Персонаж Богарта, детектив Сэм Спейд стал эталоном нуар. Его поведение – сдержанность, мужественность и угрюмость, его имидж – плащ, шляпа, сигарета – стали образцом, на который в течение следующих десятилетий будут равняться все остальные исполнители ролей частных детективов в мировом кинематографе.

«Касабланка»

Хамфри Богарт был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль в этом фильме, но не был его удостоен. Свою золотую статуэтку он получил позже, но навсегда вошел в мировое кино именно благодаря главной роли в «Касабланке». Кто сейчас уже помнит, какой именно актер получил «Оскар» в 1942 году? Гораздо больше любителей кино знает, что именно тогда на экраны Америки вышла «Касабланка», где Богарт сыграл с Ингрид Бергман. Режиссером стал Майкл Кёртиц. Многие слышали об этой легендарной кинокартине, правда, отнюдь не все смотрели ее. Хотя бы потому, что ее сняли в далеком 1942-м.

Действие фильма разворачивается в начале войны в марокканском городе Касабланка, который тогда контролировала вишистская Франция, союзник нацистской Германии. Сюжет картины – внутренний конфликт персонажа Богарта, Рика Блейна, американца, оставившего родину, которому приходится выбирать между долгом и чувством. Выбирать между ушедшей от него любимой женщиной и необходимостью помочь ей и ее мужу, лидеру движения чешского Сопротивления, бежать из Касабланки для продолжения борьбы с нацистами.

От «Касабланки» в тот момент ожидали, что это будет стандартный голливудский блокбастер, мелодрама на актуальную тему войны с классическим любовным треугольником.

В итоге, несмотря на то, что для иконы нуар Богарта это была нехарактерная для него в ту пору романтическая роль, «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в категории «Лучший фильм». Уже много лет спустя Американский институт киноискусства признал эту картину лучшей мелодрамой всех времен.

«Касабланка» стала классикой, шедевром кино, настоящим искусством.

Ее персонажи, диалоги и саундтрек вошли в число самых любимых среди простых американцев. Со временем популярность «Касабланки» выросла до таких масштабов, что ныне ее признают одним из лучших фильмов в истории кино. Скажем, фраза «Из всех баров мира она выбирает именно мой», когда Рик неожиданно встречает Ильзу Лунд (Ингрид Бергман) с мужем, в своем ночном клубе, стала канонической не только в кинематографе, но и в жизни. Кстати, начало этой фразы произносит и герой Энди Гарсии в фильме «Одиннадцать друзей Оушена», премьера которого состоялась в 2001 году.

Другая широко известная цитата из киноленты – «Мне кажется, это начало прекрасной дружбы» — также стала культовой.

После «Касабланки» Богарт не просто утвердился в качестве одного из ведущих американских и мировых актеров того времени, способного играть в разных жанрах, но и, уже в 1946 году, стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда. Сумма его контракта составляла 460 тысяч долларов. Но, разумеется, ценность его роли в этом фильме и ценность самой картины намного превзошли значение этой астрономической по тем временам цифры…

Между прочим, в 1943-1944 годах Богарт сотрудничал с общественной организацией United Service Organizations, которая поддерживала американских солдат, и в рамках этой миссии побывал в Италии и Северной Африке, в том числе в Касабланке.

«Африканская королева»

Свой «Оскар» Хамфри Богарт взял именно за этот, казалось бы, непритязательный приключенческий фильм, и, кстати, первую цветную картину со своим участием. Но… с другой стороны, как сказать. Эта вроде как легковесная комедия стала, тем не менее, классикой Голливуда. Съемки были натурными, в живописном бельгийском Конго, в самой настоящей Африке, и очень непростыми для съемочной группы. Но оно того стоило, несмотря на трудности. Почти вся съемочная команда переболела различными тропическими заболеваниями. Богарт и его друг, режиссер Джон Хьюстон, спасались тем, что ежедневно пили виски в качестве лекарства… Надо сказать, что они не подхватили ничего.

Так почему же «Африканская королева» стала классикой, несмотря на свою жанровую легкость? Все дело в том, что она положила начало целому сонму кинолент о злоключениях бывалого, но привлекательного антигероя и городской барышни с тонкой душевной настройкой в различных экзотических уголках мира, скажем, африканских джунглях или азиатских дождевых лесах. Примером такого относительно современного фильма, известного многим, будет популярное кино начала восьмидесятых «Роман с камнем». И таких картин в этом жанре было создано затем множество. А в начале была та самая «Африканская королева», вышедшая на мировые экраны в 1951 году.

Занавес

Богарт ушел, по мнению многих, раньше своего времени. Он жил в духе того времени, «на полную катушку», прошел четыре брака, причем только последний, с Лорен Бэколл, был единственным счастливым. Они встретились в 1944 году во время съемок картины «Иметь и не иметь», очередного триумфального шага в его карьере. Ей было девятнадцать, ему – сорок пять.

Они прожили счастливо до конца жизни. Один из самых величайших американских актеров скончался на руках жены и друга, режиссера Джона Хьюстона, в возрасте пятидесяти семи лет 14 января 1957 года.

На похоронах Лорен вложила в гроб мужа маленький золотой свисток – в память об их первом фильме, той самой киноленте «Иметь и не иметь», где герой говорил: «Если тебе что-нибудь понадобится, только свистни».

А 8 февраля 1960 года Хамфри Богарт посмертно получил свою звезду на голливудской Аллее славы…

Текст: Сергей Пашкевич

Отправить ответ