Холмогорская резьба по кости

Этой статьей мы открываем цикл публикаций о художественных промыслах, которыми славится наша страна. Вы узнаете, как создаются удивительные вещи, традиции изготовления которых передаются веками из поколения в поколение, сможете полюбоваться лучшими произведениями народного искусства, а, возможно, и откроете для себя новое увлекательное хобби. Наш первый рассказ – о холмогорской резьбе по кости. Этот промысел процветает на Русском Севере уже более трехсот лет и постоянно обогащается новыми сюжетами и художественными приемами.

Зарождение традиций создания удивительного костяного кружева относится к периоду расцвета Холмогор, ставших к концу XVII века крупным торговым и иконописным центром. Обитатели побережья Белого моря – поморы – издавна промышляли добычей морского зверя, и рано поняли прекрасные свойства природного материала – моржовой кости. Попадалась им и ископаемая кость мамонта. Хотя попытки художников того времени изобразить вымершего зверя вызывают сегодня лишь улыбку, сам материал, в особенности бивни, люди ценили и умели обрабатывать с глубокой древности. На изделия «для народа» шла так называемая «простая кость» — цевка крупного рогатого скота, которая также позволяла выполнять тонкую резьбу, а, будучи затонированной природными красителями, мало уступала мамонтовой в красоте оттенков.

Для первого этапа развития этого северного искусства характерны религиозные сюжеты, выполненные в технике объемной скульптуры, накладной резьбы или гравировки и имеющие много общего с традициями северной иконописи. На рубеже XVIII-XIX веков мастера дают волю своей фантазии: из кости начинают рождаться причудливые растительные орнаменты, портреты исторических деятелей и даже многофигурные жанровые композиции. Появление ручных лобзиков с тонкими пилками позволило создавать настоящее кружево, которое делали одновременно более выразительным и прочным, подкладывая под резьбу бархат, цветную фольгу или наклеивая на основу из ценных пород дерева. В советское время косторезные традиции удалось сохранить, однако многие изделия получили идеологическую подоплеку: религиозные сюжеты ушли, а в искусный растительный орнамент начала вплетаться советская атрибутика и коммунистические лозунги. Сегодняшние мастера обрели настоящую свободу в выборе сюжетов: они одновременно обращаются к древним традициям и экспериментируют с новыми техниками и мотивами. Например, широко распространены в современной холмогорской резьбе мотивы русской истории, анималистическая пластика или сценки быта коренных народов Севера.

Кость – неоднородный по структуре и сложный по форме материал. Чтобы увидеть в заготовке законченное изделие, нужно обладать немалым опытом. Например, внутренняя, губчатая часть кости непригодна для резьбы, и удаляется еще до создания заготовки. Затем материал необходимо выварить несколько часов в растворе соды, чтобы избавиться от жира и пятен, оставив только твердую основу. В этом этапе нет необходимости только при резьбе из самого ценного и благородного материала – бивня или кости мамонта, в котором за проведенные в земле тысячелетия практически не осталось органических примесей. После того, как кость подготовлена, художник создает заготовки разнообразной формы – цилиндры, тонкие пластины или стержни.

Древнейший инструмент для распиловки кости – лучковая пила, оставшаяся кое-где в ходу и у современных мастеров. Тонкое полотно туго натягивается на деревянную раму, как тетива лука. В отличие от простой ножовки, лучковая пила позволяет делать пропилы сложной конфигурации, глубина которых ограничена лишь высотой рамы. Регулируя силу натяжения полотна и чувствуя руками материал, мастер может справиться с хрупкой заготовкой неоднородной структуры. Отрезные станки так и не вытеснили полностью это древний инструмент: размеры костяных изделий, как правило, невелики, и при создании заготовок требуется не столько скорость, сколько высокая точность. Кроме того, лучковая пила проста в изготовлении: резчик может самостоятельно сделать инструмент, форма и размеры которого идеально соответствуют его задачам.

Контурная резьба, или гравировка по кости, выполняется с помощью гравировальных резцов – штихелей с наконечниками из твердого сплава разнообразной формы и ширины. Чтобы подчеркнуть линии резьбы и сделать их более выразительными, в бороздки обычно затирается краситель. Многие холмогорские мастера не ограничиваются единственным черным цветом, а создают на полированной поверхности сложные многоцветные композиции. Несмотря на кажущуюся простоту (по сравнению с объемной или ажурной резьбой), эта техника создает впечатляющий эффект и в то же время позволяет максимально сохранить красоту и естественную форму самого материала. Особенно часто в этой технике режут картины по моржовому клыку или зубу кашалота.

Пожалуй, единственный вид резьбы, где электрический инструмент почти вытеснил ручной – это объемная скульптура. Здесь мастера применяют бормашины с разнообразными насадками. Сначала от подходящей по размеру и форме заготовки стамеской отделяют все неоднородные места и трещины, а затем, глядя на объемную модель, с помощью грубых насадок ей придают приблизительную форму. На следующем этапе заготовка шлифуется, и на ней карандашом намечаются контуры будущих мелких деталей, которые затем углубляются тонкой острой насадкой и прорабатываются фрезами-шариками различного диаметра. Следующий этап – практически ювелирный: миниатюрными резцами или ручными штихелями создается тонкая фактура — шерсть на шкуре животного, чешуя на фигурке рыбы или сетка прожилок на лепестках и листьях цветов. Отдельные элементы скульптуры могут выполняться из других материалов (ценных пород дерева, натурального камня или кости других оттенков) и соединяться в готовую композицию. Финальный этап – полировка готового изделия – выполняется, как правило, на станке.

Тончайшее костяное кружево, которым особенно славятся работы холмогорских и архангельских мастеров, выполняется преимущественно единственным инструментом – ручным лобзиком. Такие изделия редко производятся из цельной заготовки: их обыкновенно собирают из множества небольших пластинок, с ювелирной точностью подогнанных друг к другу. Затем миниатюрными надфилями мастер сглаживает неровности резьбы, а каждому элементу готового прорезного орнамента вручную придает объем с помощью тонких резцов.

Попробовать собственные силы в резьбе по кости не так сложно, как кажется. Кость – достаточно мягкий и податливый материал.  Для работы с ней вам не потребуется значительных физических усилий, а только точность, внимательность и художественный вкус. Конечно, позволить себе работать с дорогостоящей мамонтовой или моржовой костью может лишь по-настоящему опытный мастер, но материал для первых экспериментов вполне можно купить на любом рынке. А, скорее всего, и покупать ничего не придется: большинство трубчатых костей, которые вы выбрасываете во время приготовления мясных блюд, вполне подходят для работы.

Фотографии сделаны автором в музеях Архангельска

Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!

Вконтакте https://vk.com/shoppinglive

Одноклассники https://ok.ru/shoppinglive

Facebook https://www.facebook.com/ShoppingLiveRussia/

Google + https://plus.google.com/b/109014393584944420678/109014393584944420678

Youtube https://www.youtube.com/user/shoppinglive

Текст: Алексей Поляков

Фото: Алексей Поляков

Отправить ответ