Рожденные в огне

Секреты художественного стекла

Сейчас уже сложно сказать, как появилось стекло. Согласно легенде, зародившейся еще в античности, финикийские мореплаватели развели костер на песчаном берегу, обложив его кусками соды, а наутро обнаружили твердую прозрачную массу. Никто не знает, так ли это на самом деле… Но стекло действительно рождается в огне — и искусные мастера-стеклодувы создают настоящие шедевры.

Первое стекло было очень дорогим и ценилось наравне с золотом. Методов изготовления прозрачного стекла и крупных изделий из него еще не знали, хотя уже древние египтяне умели делать разноцветный бисер, небольшие амулеты, а также покрывать керамику стеклянной глазурью. Греки пошли дальше и придумали незамысловатый, но эффективный способ изготовления крупных предметов: расплавленную стекольную массу стали выдувать с помощью длинной трубки наподобие мыльного пузыря, одновременно придавая ей требуемую форму с помощью простейших инструментов. Так появились первые стеклянные сосуды. Римляне овладели искусством изготовления цветного стекла и стали активно применять смальту – цветные стеклянные кубики – для создания мозаик. Эстафету у них переняла Византия, существенно обогатив стекольную палитру: некоторые византийские мозаики до сих пор являются непревзойденными шедеврами, а их краски не меркнут многие столетия.

Цветное стекло Венеции

Однако наибольший вклад в развитие художественного стекла в его теперешнем виде внесла средневековая Венеция. Считается, что венецианские мастера достигли таких высот в стеклодувном деле, что для охраны секретов производства их принудительно переселили на знаменитый теперь остров Мурано, где зародилось прославившееся на весь мир муранское стекло. Но причина могла быть куда прозаичнее: производство стекла и изделий из него всегда было связано с огнем, а пожары в средневековой Европе случались с устрашающей регулярностью.

Как бы там ни было, венецианцы дали волю своей фантазии и изобрели такое количество разнообразных техник, что их полный список занял бы ни одну страницу. Тонкие стеклянные прутья, окрашенные различными пигментами, собирали в композиции, сплавляли вместе, резали, добавляли в массу золотую крошку, искусно имитировали полудрагоценные камни, украшали гравировкой и даже создавали в стекле целые картины.

 

Богемская грань

В XVII веке искусство венецианских стекольных дел мастеров постепенно приходит в упадок, чтобы быть вновь возрожденным уже в недавнее время. Но совершенствование технологий не стоит на месте: теперь «впереди планеты всей» оказываются чешские мастера. Богемское стекло по декоративным свойствам не уступает муранскому, однако изделия из него, в соответствии с меняющейся модой, стали выглядеть совершенно иначе. Богемским стекольщикам удалось создать рецепт хрустального стекла, которое отличается исключительной прозрачностью и издает характерный звон. Кроме того, стеклянные изделия стали гранить, подобно драгоценным камням: более ранние стекла плохо принимали огранку и часто кололись.

Ограненные поверхности чаш и бокалов стали играть на свету, что, в сочетании с выполненными золотом орнаментами, придавало изделиям роскошный вид. Сегодня оба знаменитых стекла – муранское и богемское – соперничают на равных основаниях, и сложно сказать, где мастера добились наибольших высот. Муранское стекло пленяет яркими красками и множеством неповторимых техник, а богемское – хрустальной гранью и изысканностью декора.

 

А что в России?

Долгое время считалось, что до XVII века своего художественного стекла на Руси не было вообще. Однако данные археологии говорят об обратном: во время раскопок городов Киевской Руси археологи обнаружили смальту, бисер, небольшие стеклянные украшения и даже остатки стеклодувных мастерских. Вероятнее всего, это искусство пришло на Русь из Византии, вместе с христианством. Но именно в конце XVII и XVIII веке возрожденное после долгого забвения русское стекло приобрело собственные неповторимые элементы. Особенно прославился стекольный завод, основанный купцом Акимом Мальцовым на реке Гусь Владимирского уезда. Так возник знаменитый теперь на весь мир своими умельцами город Гусь-Хрустальный. Первые изделия представляли собою всего лишь менее качественные копии европейских, однако династия Мальцовых непрерывно совершенствовала техники, и вскоре у завода появились собственные секреты. Возможно, основной секрет успеха гусевского стекла в том, что Мальцовы думали не только о сиюминутной выгоде, но и смотрели в будущее: мастерам предоставлялись особые дни, когда они могли дать волю своей фантазии и не заниматься выполнением заказов, а самостоятельно придумывать новые формы и способы декора: у кого к чему лежит душа. В итоге к середине XIX века художественное стекло из Гуся-Хрустального стало известно не только в России, но и в Европе, а завод, наряду с товарами повседневного спроса, стал исполнять и императорские заказы.

Первые десятилетия XX века завод продолжал работать, однако почти полностью перешел на выпуск серийных изделий массовой промышленности: революция и война охладили тягу людей к красоте, да и позволить себе художественную посуду мало кто мог. Однако с пятидесятых годов русские стеклодувные традиции начали возрождаться советскими мастерами: продукция завода стала получать одну награду за другой на престижных международных выставках. Как и искусство муранского стекла, традиции гусевских мастеров пришли в упадок лишь на время, чтобы потом засиять с новой силой.

 

Как работают стеклодувы

Сегодняшние мастера практически никогда не варят стекольную массу из шихты самостоятельно: это затратно, неэффективно, а в условиях небольшой мастерской – и вовсе нереализуемо. Промышленность выпускает множество видов стекла, включая заготовки для художественных работ разнообразных оттенков, и художники работают уже с ними.

Поскольку стеклодуву приходится постоянно иметь дело с высокими температурами, особое внимание всегда уделяют пожарной безопасности и средствам защиты – как от пламени, так и от вредного для глаз излучения. Стол покрывают листом асбеста или другого огнеупорного материала, а сам мастер работает в особых очках. Как правило, на каждом столе находятся две горелки: стационарная настольная и ручная, которой удобно обрабатывать мелкие детали. Температуры горения бытового газа (чаще всего пропана) в обычных условиях недостаточно для работы с тугоплавким стеклом, поэтому к каждому рабочему месту дополнительно подводится кислород.

Следующий по важности инструмент – это стеклодувная трубка. Сегодня для выдувания стекла силой легких пользуются редко, поэтому к другому концу трубки обычно подключается компрессор: мастер таким образом экономит силы и может лучше сосредоточиться на форме самого изделия. Вращая длинную трубку со стеклянной заготовкой на конце, художник выдувает из нее подобие пузыря, одновременно придавая ему форму. Движения должны быть не только точными, но и очень быстрыми, чтобы расплавленная стекольная масса не успела стечь вниз. Чтобы вращать заготовку было удобнее, применяют различные подставки с роликами и другие приспособления, часто самодельные.

Также используется множество разнообразных инструментов на длинных ручках: ножницы, ножи, пинцеты, зажимы и другие приспособления из тугоплавких сплавов и металлов (таких, как вольфрам, используемый в нитях ламп накаливания).

Если вы хотите по-настоящему проникнуться красотой художественного стекла, обязательно понаблюдайте за работой опытного мастера-стеклодува, хотя бы на видеоролике. Производство даже простого с виду изделия требует немалой сноровки, и тем удивительнее наблюдать, как умелые руки с помощью кажущихся неудобными и громоздкими инструментов за считанные минуты (работать с постоянно стекающим вниз стеклом нужно очень быстро) создают настоящий шедевр – хрупкий, но способный пережить века.

 

Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!

Вконтакте https://vk.com/shoppinglive

Одноклассники https://ok.ru/shoppinglive

Facebook https://www.facebook.com/ShoppingLiveRussia/

Google + https://plus.google.com/b/109014393584944420678/109014393584944420678

Youtube https://www.youtube.com/user/shoppinglive

Текст: Алексей Поляков

Фото:

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии