Первая дива haute couture

Коко Шанель не просто создала легендарное черное платье или классический парфюм. Она разработала модный код XX века.

Значение Коко Шанель для моды, и в широком смысле, культуры XX столетия трудно переоценить. Вряд ли в мире моды существует другая фигура подобного масштаба, неважно, мужчина это или женщина. Разве можно оспаривать, что именно Коко оказала наибольшее влияние на формирование моды – и высокой, и уличной, прошлого столетия. Стиль Chanel — это не просто модная одежда или духи, это образ жизни, а знаменитый логотип бренда — уже гораздо больше, чем даже символ, это настоящий культурный архетип.

Восхождение
…начало жизни Коко Шанель — настоящее ее имя — Габриэль Бонёр (Коко) Шанель — было очень несладким. Будущая дива высокой моды родилась в городке Сомюр на западе Франции в 1883 году. Ее мать умерла, когда Габриэле было одиннадцать. Вскоре ее — вместе с четырьмя родными братьями и сёстрами — оставил отец и они оказались попечении родственников и некоторое время провели в приюте, где она жила целых четыре года. В итоге, до 1902 года Коко воспитывалась среди монахинь, которые и научили ее шить. Затем Шанель работала в магазине чулочно-носочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.

Свое прозвище Коко получила, когда пыталась стать певицей, выступая в кабаре. Именно там она познакомилась с Этьеном Бальзаном, французским аристократом, который впоследствии помог Шанель открыть собственное дело. Он был влюблен в нее, но в итоге она ушла от него — к его другу, Артуру Капелю, по прозвищу «Бой». Увы, возлюбленный Коко трагически погиб в автокатастрофе, и она так никогда и не вышла замуж, хотя имела многочисленные и порой скандальные романы.

Свой первый магазин Коко открыла в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon и специализировался на продаже шляпок. Позже открылись магазины Шанель в Дэвилле и Биаритце. И так к шляпкам прибавилась одежда. И именно так начиналась ее модная империя.

Первой одеждой, которую создала Коко, было платье, переделанное из старого свитера. Ее спрашивали, где она взяла такой чудесный наряд, а в ответ Коко предлагала сделать такой же и для них. Вот с такого нехитрого, но действенного маркетингового шага началась ее карьера модельера.

Модный код Chanel
Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Коко в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт. Она ввела в женский гардероб тельняшку — один из ныне незаменимых его элементов. Это сейчас мы привыкли к нему, но в ее время это стало воистину революцией в женской моде.

В то время тельняшки были лишь частью униформы моряков. Коко пришла к выводу, что тельняшка — это удобно и практично. Она начала надевать их не только, когда отправлялась к морю, но и в повседневной жизни. А затем начала использовать их в своих коллекциях. Сегодня тельняшка считается классикой гардероба — по стопам Шанель идут такие столпы фэшн-мира, как Жан-Поль Готье и Рей Кавакубо.

На этом революция Коко Шанель только начиналась. Еще одним ее эпохальным открытием стало легендарное маленькое черное платье. В 1926 году с ее подачи цвет, ранее считавшийся исключительно траурным, стал символом элегантности и настоящим must have любого вечернего дресс-кода. Именно маленькое черное платье Коко считала своим самым большим успехом в своей долгой и впечатляющей карьере:

Самым большим моим достижением было создание «маленького черного платья». Оно дало женщинам множество преимуществ, особенно работающим и занятым карьерой. Наблюдая за людьми, я поняла насколько накладно менять свой рабочий костюм на более формальный, отправляясь на ланч, а затем снова переодеваться к ужину. Но ведь женщине всегда важно выглядеть презентабельно. И эта обязанность имеет огромное значение, она обеспечивает женщине уверенность в себе. Маленькое черное платье дает такую уверенность. Оно подарило женщинам уйму свободного времени, спасло от многочисленных переодеваний!

Наконец, еще одним фундаментальным вкладом Коко в женскую моду стали брюки. Опять-таки, ныне у каждой женщины есть несколько пар брюк самых разных фасонов — от джинсов до карго. И едва ли, надевая свои Levi’s , современные дамы вспоминают о Коко — но именно благодаря ей в женском гардеробе ныне имеются брюки.

А начиналось все на стыке утилитарности и элегантности. Чтобы облегчить поездку на гондоле в Венеции, Коко Шанель как раз и решила одеть брюки собственного дизайна, чем невероятно возмутила чопорный и консервативный мир моды. Днем Шанель носила укороченные брюки, а для вечерних выходов создала широкие и длинные. И… модные дамы Парижа быстро последовали ее примеру! Ведь она была не только модным дизайнером, но и ролевой моделью для множества француженок.

Ну, а где брюки — там и заимствованный из мужского гардероба жакет, в исполнении Коко ставший еще одним культовым предметом из ее дизайнерской шкатулки.

Коко придавала луку воистину важное значение, и ее философию лучше всего характеризует следующая фраза:

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Таким образом, девушка из приюта довольно быстро стала не просто популярной, но именно культовой фигурой в артистических кругах Парижа. Она разрабатывает сценические костюмы для знаменитого дягилевского Ballet Russes — и, сама трудоголик, вдохновляется работоспособностью русских танцовщиков. Среди ее друзей был сам Пабло Пикассо, а с русским композитором Игорем Стравинским ее связывали любовные отношения — это еще один из ее многочисленных affairs.

Еще один знаковый роман начался для Шанель в 1923 году, когда она познакомилась с герцогом Вестминстерским. Эта романтическая история длилась целое десятилетие. Но на предложение руки и сердца Коко ответила возлюбленному, что герцогинь Вестминстера было несколько, а Шанель — может быть только одна…

Имея множество поклонников, Коко так и осталась Великой Мадемуазелью…

Chanel №5
Парфюмер Эрнест Бо, работавший ранее при императорском дворе в Санкт-Петербурге, а затем вынужденный покинуть Россию, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Коко образцы духов нравятся и она называет их своим именем.

Главное было в технологии: Chanel №5 становится первым синтезированным парфюмом в мире, состоящим из восьмидесяти ингредиентов. Компоненты, закрепляющие запах, дают возможность наносить духи в небольшой концентрации. «Плоские» слабые цветочные ароматы не выдерживают конкуренции — отныне они воспринимаются как устаревшие и наивные…

Новая женщина в одежде от Chanel просто не могла благоухать по-старому, избитым цветочным ароматом: фиалкой, розой или гортензией:

Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

И эта, еще одна, революция от Коко произошла 5 мая 1921 года, когда Chanel №5 были представлены публике. Наверное, это ныне самый знаменитый аромат в мире — давно уже ставший классикой. Но тогда, в начале двадцатых, это стало новым словом — сильный, строгий и элегантный аромат от Коко преображал женщин, обогащая и раскрывая их образ.

– Куда нужно наносить духи?
– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали.

Темные времена
Великая депрессия начала тридцатых негативно сказалась на империи Chanel, а начало Второй Мировой войны и вовсе заставило Коко распустить работников и закрыть магазины. Мадам Шанель справедливо считала, что война – это не время для моды.

В 1939 году она закрыла свой модный дом и все магазины. А в июне 1940 года, когда Франция была разгромлена, ее племянник Андре Палас был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. В итоге Андре был освобожден, при этом Коко, которой на тот момент было пятьдесят шесть лет, вступила в связь с фон Динклаге. Согласно досье, хранящемуся в Венсене, Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге» в 1942—1943 годах. Именно от него она получила специальное разрешение остаться в своих апартаментах в отеле Ritz, где постоянно проживала до войны. Когда война закончилась, общественность — весьма справедливо — осудила Шанель за связь с нацистским офицером, расценив это как предательство и коллаборационизм. Ей пришлось покинуть Париж и провести несколько лет в Швейцарии. Затем какое-то время она жила в своем загородном доме в Рокебрюн. Все это, увы, навсегда осталось темным пятном на ее репутации…

Возрождение
Однако, жизнь продолжалась — и постепенно Коко реабилитировала свой имидж, шаг за шагом возвращаясь к тому статусу, который был у нее до национальной катастрофы 1940 года.

Когда в начале пятидесятых новая звезда французской моды Кристиан Диор в показе new look возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки — все то, с чем Коко неустанно боролась всю свою карьеру, у нее возникает мощная мотивация к возвращению на сцену. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. У Шанель есть ответ:

Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место.

И вот Коко Шанель представляет в 1954 году свою новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, лондонская Daily Mail называет ее возвращение «фиаско»: слишком академично, слишком по классике.

Но… коллекцию принимают на «ура» в Америке — месте всего самого нового и динамичного — и вскоре Шанель возвращается на вершину. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и тот самый жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится символом элегантности и вкуса .

А вскоре, в феврале 1955 года она презентует прямоугольную сумочку со стильным названием — 2.55. Почему? Дата выхода. В мир пришел ридикюль – длинная цепочка для ношения на плече.

И вот это стало настоящим возвращением Коко Шанель.

Никто так не умел преображать модный ландшафт. Ей не шли вычурные корсеты – она упразднила их. Не выносила старомодные цветочные ароматы – создала собственный. Постоянно забывала сумки и клатчи – дополнила их цепочкой. Можно ли ныне представить себе женский образ без этого аксессуара, сколь практичного, столь и элегантного?

Легенда
В 1969 году, еще при жизни Коко, захватывающая история ее жизни стала основой для одноименного бродвейского мюзикла. А уже в наше время, в 2009 году, знаменитая Одри Тоту, наиболее известная по кинокартине «Амели», сыграла главную роль в фильме-биографии «Коко до Шанель», повествующим о том далеком времени, когда ее еще знали как Габриэль.

Коко Шанель скончалась 10 января 1971 в отеле Ritz, где жила долгие годы. Сотни людей собрались в парижской церкви Мадлен, чтобы попрощаться с «иконой стиля», многие из них были в костюмах от Chanel.

Она не просто легендарная фигура моды прошлого века. Она — великая женщина культуры XX столетия.

Отправить ответ