Королева эпатажа

Панк-дива, икона авангарда и звезда китча – это все Вивьен Вествуд!

Пролог

Британия издавна славилась своей экстравагантностью, наверное, это часть национального менталитета: быть немного странным, не таким, другим, особенным – это всегда было нормальным для англичан. Точнее, британцев, чтобы не обидеть остальных жителей Соединенного Королевства. Такие люди выглядят и ведут себя не так, порой они совершают странные для большинства поступки.

И все-таки их очень ценят, считая важным элементом британского наследия, частью культуры Великобритании – страны очень древней. Вот лишь несколько этих имен этих нестандартных людей: Оскар Уайльд, Элтон Джон, Стивен Фрай, Дэвид Боуи…

И, конечно же, модный дизайнер Вивьен Вествуд занимает почетное место в этом ряду необычных, но очень талантливых личностей.

А ведь поначалу ничего не предвещало грозы, даже сильного ветра. Вивьен родилась в графстве Чешир – помните Чеширского кота и его легендарную улыбку из одной знаменитой книги, написанной еще одним знаменитым фриком, чье имя знают все…

Но легкое дуновение ветерка почувствовалось, когда семнадцатилетняя Вивьен Суайр вместе с родителями переехала в пригород Лондона. Дело в том, что тогда же она поступила в школу искусств, где какое-то время училась ювелирному дизайну… А это уже – мир искусства, иногда – вотчина тех самых странных персонажей… Но все же пока шло в рамках нормальности: Вивьен отошла от попыток стать дизайнером украшений и перевелась в педагогический колледж, получив очень нормальную специальность «учительница начальных классов».

Однако, молодая учительница на досуге продолжала-таки заниматься ювелирным делом. Вскоре она вышла замуж за Дерека Вествуда, менеджера танцевальных курсов. От него она унаследовала фамилию, ставшую затем всемирно известной, и сына Бенджамина.

Прологом творчества Вивльен в моде стала ее собственная свадьба: тогда она впервые попробовала себя в роли дизайнера. Средств у молодых на красивое платье не было, поэтому невесте пришлось придумать и сшить его самой.

Но подлинным прорывом для ее карьеры стало знакомство с Малкольмом Маклареном, культовым персонажем, создателем легендарных Sex Pistols и одного из главных идеологов стиля панк.

И вот тут уже задул сильный атлантический ветер…

Sex Pistols и SEX

Говоря о своей карьере и принятых когда-то решениях, Вивьен Вествуд признается, что могла бы жить вполне «обычной» жизнью, если бы не череда случайностей – от переезда родителей поближе к «свингующему Лондону» до знакомства с создателем Sex Pistols.

Вместе с Маклареном Вивьен ударилась в творчески-коммерческие эксперименты и открыла бутик модной одежды. Что было совершенно неудивительно для той славной эпохи, начала семидесятых. Примерно в то же время Фредди Меркьюри, тогда еще никому не известный Фарух Балсара, подрабатывал в культовом лондонском бутике Biba.  

А вот магазинчик Малкольма и Вивьен назывался сначала Let It Rock. Довольно типично – и, кстати, созвучно суперхитам того времени, Let It Be от «Битлз» и Let It Loose от «Стоунз». Двери свои их бутик распахнул в 1971 году. Через пару лет он уже вычурно назывался Too Fast To Live Too Young To Die: акцент был сделан на полубрутальной субкультуре тедди-боев – было такое течение стихийного эстетического протеста против чересчур травоядных хиппи.

Но настоящий рок-н-ролл, точнее, панк-рок, начался в 1974 году, когда бутик получил название SEX. Лаконично. Емко. Где-то жестко. Именно здесь продавалась настоящая панковская одежда и Вивьен Вествуд, полностью разделявшая идеологию нарождавшегося нового стиля, была в авангарде этого очень влиятельного направления. Не зря говорят, Punk’s not dead. Стиль панк и правду жив, проявляясь то в моде, то в музыке, то в визуальном искусстве, то в самой обыкновенной жизни.

Что такое панк? Протест, бунт, китч, хулиганство, напор, в общем, это состояние души. Все это соответствовало мироощущению Вивьен и именно там она начала не только продавать, но и создавать одежду в этом стиле – стиле лондонских стритов того времени. Именно улицы метрополии Британского содружества стали подиумом для Вивьен Вествуд.

Отсюда все эти аксессуары – шипы, лезвия, кожа, цепи, ошейники, дикие кислотные цвета, а также странные причёски, кричащий макияж, необычные швы, новаторские фасоны и прочий невероятный эпатаж и бунт во всем.

Бутик SEX просуществовал до 1976 года. Взрывную популярность он получил как раз незадолго до закрытия, когда Макларен стал менеджером и продюсером скандально известных Sex Pistols. Именно Вивьен разрабатывала сценические костюмы для группы, по сути, сформировав их визуальный стиль.

В эпоху панка особой популярностью пользовалась тишотка с изображением королевы, которой Вивьен проткнула губу английской булавкой. Она же стала прообразом для обложки знаменитого сингла группы 1976 года God Save the Queen – «Боже, храни королеву». Так же звучит название гимна Великобритании.

Рождение Vivienne Westwood

После распада Sex Pistols в 1979 году Вивьен стала удаляться от панк-стиля. Ее творчество стало выходить за рамки этой субкультуры.  В начале восьмидесятых она создала бренд Vivienne Westwood, а ее знаменитый бутик отныне назывался в World’s End – «Конец света».

Название означало и новую концепцию: теперь Вивьен уже не ориентировалась на street style Лондона. Ныне она обратилась к истории средневековых костюмов Англии и Франции.

Причем – хотя многим это было неочевидно – в основе ее подхода была… ирония. Вествуд авторски воссоздавала стили прошлого, пародируя и историческую традицию, и современную высокую моду. Любопытно, что вдохновением для ее первой коллекции стали гравюры из «Трёх мушкетеров»:

«Мне нужны были брюки… Такие штаны, которые выглядели бы так, словно их носило, не снимая, несколько поколений: оттянутые карманы, отвисшая задница. Я нашла подобную модель на одной из старинных гравюр. И это стало самой авангардной моделью начала восьмидесятых. Из «Трех мушкетеров» родились мои «Пираты».

Дебют Вивьен Вествуд произошел в 1981 года на Неделе моды в Париже и получил название «Пиратская коллекция», он как раз дублировал модели из «Трех мушкетеров». Свою «пиратскую коллекцию» Вивьен демонстрировала и Лондоне. Следующая коллекция представила одежду с индейскими мотивами и называлась «Дикари». Коллекции 1982 года «Дикари» и еще одна, «Бродяги», сделали популярным новый стиль «лохмотьев и дыр». Таким образом, родившийся на лондонских улицах бунтарско-панковский дух пришел на подиумы. Кроме необычных фасонов, вдохновленных костюмами ушедших эпох, например, Великой Французской революции, Вивьен придумала такие детали, как швы наружу, распущенные петли и специально сделанные прорехи. Причем швы были качественные, правильные – просто они были сделаны наружу… В общем, тонкий британский юмор.

В том же 1982 году Вивьен Вествуд использовала на моделях бюстгальтеры поверх блузок, что стало предпосылкой развития популярности бельевого стиля – через несколько лет Кэлвин Клайн займется как раз этим.

Интересно, что так же, в 1981 году в Париже со своим «хиросимским шиком» дебютировала Рей Кавакубо. Мир моды ощутимо менялся и отходил от классических канонов Коко Шанель и Ива-Сен Лорана.

Признание

В течение восьмидесятых бренд Vivienne Westwood и сама дизайнер приобрели респектабельность и были в целом позитивно восприняты миром моды. Свидетельством этого, в частности, стало звание лучшего дизайнера года, которое дважды, в 1990 и 1991 годах, было присуждено Вествуд Британским советом моды… Работами Вествуд восхищались и вдохновлялись такие трендовые модельеры, как Джон Гальяно и Александр Маккуин. Примерно тогда же она удостоилась звание профессора Венской академии прикладного искусства – и это при том, что сама Вивьен так и не получила никакого дизайнерского образования. Но… талант всегда найдет себе дорогу.

В 1992 году она стала Почетным членом Королевского общества искусств, уже на родных берегах. И еще в том же году в Букингемском дворце произошло знаменательное событие: королева Великобритании Елизавета II вручила Вивьен Вествуд, королеве эпатажа и бунтарке, Орден Британской империи. Эксцентричный фэшн-дизайнер оделась согласно всем правилам светских визитов — в шляпу, перчатки и юбку ниже колен, но… на выходе из дворца она взмахнула подолом, демонстрируя отсутствие нижнего белья! Таким образом произошло узаконенное принятие ее эпатажа британским истеблишментом: бунтарка сама стала частью системы, уважаемым членом общества и творческой элиты. Это очень по-английски.

В 2007 Вествуд получила награду British Fashion Awards за вклад в развитие дизайна одежды – эта награда символизирует ее значительную роль в современной моде.

Вивьен Вествуд и сегодня продолжает работать как дизайнер. Правда, в последние годы ее постоянным соавтором выступает муж Андреас Кронталер, который моложе ее на… десятки лет. Однако сам Андреас, ставший ныне официальным главой модного Дома Vivienne Westwood, бережно относится к бунтарскому и эклектичному стилю Вествуд. Поэтому вполне можно сказать, что дело Вивьен Вествуд будет жить ещё долго.

Моя одежда является бескомпромиссной в том смысле, что она не собирается продавать себя вам. Если вы хотите ее иметь, то она сделает вас невероятно сильными. Но она не просит вас хотеть ее купить – вы должны решить это сами. А когда вы ее носите, она говорит о вас следующее: «Я тот, с кем нужно считаться, так что либо любите меня, либо оставьте в покое».

Бунт в режиме non-stop

Несмотря на признание высшим светом и обществом, панковский дух Вивьен никуда ни делся. Например, в 1989 году на обложке первоапрельского британского Tatler появилась сама Вивьен Вествуд в образе «железной леди» Маргарет Тэтчер, на тот момент действующего премьер-министра Великобритании. Заголовок гласил: «Эта женщина когда-то была панком». Номер разошелся огромным тиражом, а обложка была признана газетой The Guardian одной из лучших журнальных обложек года.

Сегодня Вивьен интересуется, прежде всего, проблемами изменения климата и экологией. Вместе со многими другими селебрити она выступает в поддержку информационной кампании Greenpeace «Сохраним Арктику» и специально для неё создала футболки с соответствующим слоганом.

Кроме этого, Вивьен Вествуд является вегетарианкой и даже снялась в рекламном ролике организации по защите прав животных, где рассказывает о вреде, который, по ее мнению, наносит производство мяса нашей планете.

В итоге, и в Британии, и во всем мире за Вивьен Вествуд прочно закрепился титул «королевы эпатажа». И дело не только в ее революционном подходе к моде или ярких общественно-политических выступлениях. Хулиганство у Вествуд в крови, и эпатировать свою публику она может по любому поводу.

При этом ныне бренд Vivienne Westwood – один из самых из самых узнаваемых в мире высокой моды. В 2015 году в Великобритании было восемнадцать бутиков, всего же в мире сейчас можно найти более полусотни представительств Vivienne Westwood на всех континентах, кроме Антарктиды. Но статус главы модной империи нисколько не сковывает Вивьен. Ее подход к созданию одежды с начала семидесятых никак не изменился:

«У меня всегда был свой небольшой магазин и прямой контакт с аудиторией, я создавала свою технику без команды маркетологов, диктующих мне, чего хочет публика».

Она давно стала своим человеком и в шоу-бизнесе. Например, героиня Сары-Джессики Паркер Кэрри Брэдшоу появилась в полнометражном фильме «Секс в большом городе» в свадебном платье от Вивьен Вествуд. Эта картина, ставшая мировым блокбастером, была создана на основе нашумевшего одноименного телесериала. Среди ее клиентов можно отметить таких звезд, как Мик Джаггер, Гвен Стефани и Наоми Кэмпбелл.

Продолжая собственные традиции, Вествуд также отметилась критикой стиля Кейт Мосс: она упрекнула супермодель в чрезмерном пристрастии к винтажным вещам. Не так давно негативный отклик получил и образ Кейт Миддлтон, супруги принца Уильяма и будущей королевы Великобритании. Она строго заметила: «Кэтрин выглядит как совершенно обычная девушка, а должна стараться быть особенной».

Бунт, протест и критика, даже отрицание очень органичны Вивьен Вествуд – ведь именно это ключевые ингредиенты ее уникального творческого стиля. При этом все-таки в основе ее творчества лежат вещи позитивные — искрометный талант и неувядающее желание экспериментировать.

Текст: Сергей Пашкевич

Отправить ответ