Йодзи Ямамото: все оттенки черного

Этот японец — один из важнейших представителей деконструктивизма в моде.

Трудные времена

Вероятно, это самый известный японский модный дизайнер в мире. Сам Йодзи (именно так, не Йоджи) Ямамото не любит шопинг и утверждает, что в отношении собственного гардероба его обуревает лень. В его шкафу есть несколько идентичных брюк и рубашек, белое и черное, которые он постоянно носит. На показах он всегда появляется в шляпе, уже успевшей стать его визитной карточкой. Это стиль.

Этот японец — один из важнейших представителей деконструктивизма в моде. Совсем как Рей Кавакубо, у них даже был роман когда-то…

Ямамото выражает в своей одежде соединение принципов эстетики «ваби-саби» и западных форм, он создает модели, сильно отличающиеся от современных течений моды. Одежда от Ямамото часто закрытая, свободного покроя, — в противовес обтянуто-оголенному «канону» классической моды. Он свободен. Это пустота, как в дзэн-буддизме. Вещи от Ямамото сравнивают с одеждой крестьянина, кочевника или нищего. Этому способствуют и свободный покрой, и грубые ткани без орнаментов. Излюбленный цвет Ямамото — чёрный. Как легендарная команда Новой Зеландии в регби, All Blacks.

Он родился давно, в трудные времена, в 1943 году. Мать его, Фуми была портнихой, а отец работал в ресторанной сфере. Он погиб на фронте на Тихом океане, в 1945 году… Тогда-то Фуми, мать будущего дизайнера, перестала носить одежду ярких цветов и начала облачаться в черное. Так Йодзи унаследовал этот стиль.

Он очень много времени проводил в швейной мастерской своей матери: возможно, именно тогда, наблюдая за таинством создания одежды, он влюбился в этот процесс. Ателье располагалось в квартале Синдзюку, очень престижного места в Токио. Клиентками Фуми Ямамото были такие же женщины, как она сама: вдовы, после войны вынужденные надеяться только на себя. Им хотелось носить костюмы европейских и американских фасонов, поэтому она и взяла курс на западную моду. А вот ее сын этого не понимал: эта мода ему казалась чужеродной и некомфортной. Уже тогда у него в голове зрел другой образ: он считал, что одежда должна давать женщине свободу, защищать ее и при этом быть практичной. Поначалу он списывал это на сыновнюю любовь и беспокойство и совсем не собирался связывать свое будущее с модой. Он изучал правоведение в престижном университете Кэйо и окончил его в 1966 году.

Начало

В 1972 году Фуми Ямамото продала свой швейный магазин, чтобы сын смог открыть бизнес. И он с ходу начал формировать собственный стиль. Молодой портной, а он предпочитает называть себя именно портным, а не дизайнером, начал одевать женщин в мужскую одежду. Таким образом он как будто транслировал детский взгляд на войну: матерям приходилось тяжело, они заменяли и отца, и учителя. Может быть, это был способ его защиты. Если европейская мода стремилась подчеркнуть женские формы, то одежда от Ямамото, напротив, скрывала женщину от ненужных глаз, защищала ее так же, как когда-то он стремился защитить мать.

Первую свою коллекцию, объединенную под маркой Y’s, Ямамото создал в 1977 году. Тогда же в Токио состоялся показ его линии прет-а-порте. Лаконичность форм, необработанные края ткани, отсутствие симметрии — в этом, помимо прочего, во всем здесь читались отголоски японской эстетики «ваби-саби». Поэтому в стране дизайнера одежда пришлась публике по душе.

«Думаю, что моя мужская одежда выглядит на женщинах так же хорошо, как и женская».

Революция

В восьмидесятые на европейских показах тон задавали кричащий макияж и огромные накладные плечи. Как раз тогда, вместе со своей соотечественницей — дизайнером Рэй Кавакубо, он устроил показ женской коллекции в Париже в 1981-м. На протяжении следующих пары лет Кавакубо и Ямамото были пионерами идеи деконструированной одежды. Их бренды шли рука об руку, символизируя новый и стиль Японии. Первое шоу Ямамото запомнилось не только контрастирующими с модой того времени мешковатыми одеяниями и необработанными швами. Модели дефилировали по подиуму в грубой обуви и при полном отсутствии макияжа. Критикам наряды от Ямамото напоминали нищенские лохмотья, коллекцию охарактеризовали как «рваный шик». Помните, показ того же года в Париж от Comme des Garçons критики назвали «хиросимским шиком»?

Эта революционная эстетика поразила французов, для которых та эпоха была засильем радикально откровенных платьев, высоких каблуков и яркого макияжа Ямамото всегда восхищался женской красотой, но вдохновение всегда черпал в мужском гардеробе. Обмен ролями между мужчинами и женщинами, в принципе, не чужд японской культуре – не зря же Ямамото часто приглашал на показы мужских коллекций девушек-моделей.

Черное

В его понимании черный не исключительно цвет печали. Это и радость, гамма других чувств: «Черный одновременно скромен и высокомерен. Он ленивый и простой, но в то же время мистический». По мнению Ямамото, этот цвет как бы говорит: «Я не беспокою вас, но и вы не беспокойте меня». Иногда в коллекциях все-таки появляются моменты желтого, оранжевого, часто синий, но основные образы всегда монохромны.

Оба культовых дизайнера, Ямамото и Кавакубо, оба бренда, Yohji Yamamoto и Comme des Garçons, просто убрали секс из внешней составляющей, вместо него они демонстрировали предметы, которые казались незавершенными и как будто случайно сшитыми вместе кусками ткани. Свободные и воздушные силуэты Ямамото, которые, напомним, он делал исключительно в черных тонах, стали любимыми для тех, кто устал от чрезмерно откровенной одежды европейских дизайнеров. Поэтому его философия — это все же деконструкция привычных предметов гардероба. Модели его всегда скрывались под слоями тканей, на одежде не всегда суждено было определить, где лицо, а где изнанка.

И вот Ямамото наконец презентует и мужскую линию Yohji Yamamoto pour Homme. Кроме черного цвета и необработанных швов, она запомнилась рубашками и пиджаками без лацканов и воротников. Эта коллекция была воспринята. В мире моды уже начал отвоевывать позиции стиль гранж, суть которого — протест против приевшегося глосса. Странные, необычные образы Ямамото отлично вписались в этот стиль, а у дизайнера появилось множество почитателей, в том числе сам Джек Николсон.

«Я твердо верю в дух авангарда — стремление высказаться против традиционных ценностей»

Человек в черном ищет и новые пути: еще в начале нашего века он стал дизайнером новой линейки одежды, которую создал в коллаборации с Adidas — ее назвали Y3. Это уже был обновленный Ямамото – динамичный и актуальный, как в рекламе Pepsi. А в 2014 году разработал создал форму для футбольной команды Real Madrid. Этот клуб, в котором в разные годы играли и Роналдо, и Роналду, и Зидан, и Рауль, и Бекхэм, неформально называют «Галактикос». Ирония в том, что мастер черного создал одежду для клуба, которая всегда была «сливочно-белой».

Ямамото тоже давно стал одним из них. Он — «галактико».

Отправить ответ