Больше, чем жизнь: Джанни Версаче

Культовый итальянский дизайнер прожил не очень долгую, но зато очень яркую жизнь. Его стиль остается с нами и поныне.

Когда юному Джанни было всего девять, директор вызвал его родителей в школу и сообщил, что их сын рисует в тетрадях Софи Лорен и Джину Лоллобриджиду в сексапильных платьях. Много лет спустя историки моды назовут Версаче, одного из ведущих фэшн-дизайнеров мира, создателем феномена «супермодель»…

Телефонный звонок из Милана
Он родился 2 декабря 1946 года на юге Италии в небольшом городке Реджо-ди-Калабрия. Его отец, Антонио, владел небольшим магазинчиком, а мать, Франческа, держала ателье по пошиву одежды. И все свое свободное время Джанни проводил там. Он внимательно наблюдал, как Франческа снимала мерки с клиенток, подкалывала булавками складки ткани, учитывая изгибы фигуры. Джанни всегда восхищался тем, как готовое платье подчеркивает достоинства и скрывает недостатки женской фигуры – для него это было настоящим волшебством. Как самостоятельный творец – помощник матери – он начал работать с двенадцати лет.

И вот, через несколько лет, наполненных упорством и трудом, «рука судьбы» проявила себя: в ателье раздался телефонный звонок. Это был некий предприниматель из Милана по имени Энцо Никози. Он предложил Джанни разрабатывать коллекции одежды для его компании с поэтичным названием Florentine Flowers – «Флорентийские цветы».

Невероятно, как один телефонный звонок может изменить жизнь. Едва оказавшись в Милане, я понял, что мне предоставляется шанс проявить себя. И я стал работать.

Шел 1972 год. Леонид Брежнев и Ричард Никсон встретились в Вашингтоне и положили начало политике «разрядки» и сотрудничеству двух супердержав. Группа Rolling Stones выпустила свой легендарный альбом Exile on Main Street. Элтон Джон, знаменитый певец, композитор и пианист, записал песню Rocket man, ставшую международным хитом. Ну, а Джанни Версачи, никому еще неизвестный, но очень талантливый двадцатипятилетний дизайнер, только начинал делать свои первые шаги к славе в мире моды и гламура… Кстати, в дальнейшем Элтона Джона и Джанни Версачи будут связывать дружба и совместные проекты.  

От семейного бизнеса – к глобальной империи
Так Джанни из подмастерья обрел статус мастера. Но прошло еще несколько лет до тех пора, пока он смог основать собственный модный бренд: и в этом ему помогла семья, его старший брат Санто и сестра Донателла. В 1978 году Джанни Версаче вместе с ними основал компанию Gianni Versace S.p.A. Санта привлек инвестиции и стал генеральным менеджером, а Донателла отвечала за продвижение марки Gianni Versace в области подбора моделей, рекламы, формирования имиджа и связей с общественностью.  

Вообще, Версаче была очень свойственна неразрывная духовная и художественная связь с античным прошлым Италии – наследием Древнего Рима, а также и Ренессанса. Эти мотивы вдохновляли Джанни в течение всей его карьеры. Совершенно неудивительно, что в качестве логотипа – эмблемы – бренда Джанни выбрал изображение Медузы Горгоны художника эпохи Возрождения Ронданини – получился симбиоз античности и Ренессанса.

Логотип бренда, голова Медузы Горгоны, мифического существа, обращавшего каждого взглянувшего на нее в камень, олицетворял одежду Versace:  с первого взгляда человек так же застывал в восхищении. Именно гипнотический эффект и стал главной причиной выбора этого логотипа. Дизайнер признавался, что Медуза Горгона для него является символом женской силы, красоты и власти.

В 1978 году бренд Gianni Versace провел первый показ женской коллекции в Милане. А через год там же, в Милане, Джанни открыл свой первый бутик на Via della Spiga. В этом же году свет увидела мужская линия одежды «от Версаче». Наконец, началось многолетнее сотрудничество Джанни Версаче со всемирно известным фотографом Ричардом Аведоном, работавшим, среди множества звезд моды и шоу-бизнеса, и с Майей Плисецкой.

Так родился всемирно известный бренд Gianni Versace.

Гремучая смесь
В восьмидесятых Версаче стал сенсацией в мире моды. В своих коллекциях он был неординарен: яркие цвета, крупные шрифты и сексуальные вырезы, резко контрастирующие с приглушёнными красками и простотой, преобладающими в ту пору. Его броский стиль был далек от утонченной элегантности Ива Сен-Лорана, но именно Джанни Версаче положил начало новому тренду в мире моды. Более того, «широкие народные массы» планеты с радостью приняли его и именно по стопам Версаче пошли потом Доменико Дольче и Стефано Габбана.

Стиль Версаче, прозванный «комбинацией роскошного классицизма и неприкрытой сексуальности», часто подвергался критике. Иногда действительно касалось, что у него все too much: он соединял мотивы барокко и классицизма с элементами поп-арта и панка. Версаче активно использовал леопардовый или другой анималистический, хищный принт и сочетал его с пышными акантами, а также использовал контрастные цвета и блестящие поверхности.

Безусловно, критики были где-то правы: вызывающая, откровенно сексуальная одежда «от Версаче» зачастую была на грани китча, а порой и переходила эту грань. Но… за это его и любили. Джанни Версаче создавал вечерние платья на основе лекал нижнего женского белья, он первым представил сочетание черной кожи и золотой фурнитуры, а также и легинсы в комбинации с высокими каблуками. Более того, он предпринимал революционные шаги и в мужской моде: считается, что именно Версаче впервые показал на подиуме мужчину без галстука и мужчину в джинсах. И эти элементы быстро вошли в образ мужского smart casual.

Да, кому-то его стиль может показаться пошловатым, но и сам кутюрье заявил как-то: «Я не верю в хороший вкус». Однако, выросший в бедном городке на юге Италии, Джанни, как никто другой, чувствовал тут тонкую грань, отделяющую роскошь от безвкусицы и неуместного пафоса. Думается, он лукавил, когда говорил, что не верит в хороший вкус. Просто вкусы бывают разными: кому-то ближе классическая элегантность Chanel, кому-то – альтернативный шик от Commes des Garcons, а кому-то – эпатажная роскошь Versace.

Джанни, театр и красотки
Впрочем, его «секту» поклонниц «дурного вкуса» довольно быстро пополнили топ модели: в конце восьмидесятых «девушками Версаче» были Синди Кроуфорд, Брук Шилдз, Татьяна Патиц, Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Клаудиа Шиффер и Надя Ауэрманн.

Но… как и во всяком бизнесе, дело было отнюдь не только в симпатии к его стилю. За участие в своем показе Версаче платил моделям гонорар в три раза больший, чем другие дизайнеры. Он выводил на подиум до шестнадцати топ моделей, в то время как другие дизайнеры могли себе позволить только трех-четырех. Версаче намеренно шел на лишние расходы ради имиджа своего бренда, делая в своем ноу-хау акцент на зрелищности, на множестве красивых женщин вокруг себя. Он устраивал грандиозные показы, превращая их в перфомансы – его любовь к театру, о которой еще речь впереди, нашла свое отражение и на подиуме. Каждое новое шоу от Gianni Versace становилось событием в фэшн-мире. О показах Версаче – ярких, похожих на карнавалы, где-то кичевых, но всегда запоминающихся – писали все ведущие глянцевые журналы Италии и Европы. Его марка становилась востребованной среди знаменитостей, а модели, одеваться «от Версаче» стало символом определенного статуса и стиля жизни.

В самом деле, дизайнер с таким вкусом не мог не увлекаться театром – с его яркими сценическими костюмами и декорациями. И, действительно, еще в начале своей карьеры, в 1980 году, Версаче начал сотрудничать, ни много ни мало, с театром La Scala. В частности, он разработал сценические костюмы для балета «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрауса и оперы «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Отдельно стоит сказать о его многолетнем творческом сотрудничестве со знаменитым балетмейстером Морисом Бежаром. Версаче работал для его балета «Дионис», а также для оперы Штрауса «Саломея». Много позже они сотрудничали для балета Бежара «Дом священника», поставленного на музыку Queen и Моцарта. Стиль Версаче идеально подходил для театральных постановок.

Джанни – суперзвезда
В 1988 году Анна Винтур – прообраз которой столь великолепно сыграла Мэрил Стрип в нашумевшем фильме «Дьявол носит Prada», стала главным редактором Vogue US. С ее приходом наряды от Gianni Versace начали появляться не только в самом журнале в рамках показов сезонных коллекций, но и на обложках ведущего глянцевого издания Соединенных Штатов. Джанни Версаче и его бренд стали известны во всей Америке: а это, кроме популярности как таковой, означало и огромные доходы. Его имя стало синонимом чувственности, роскоши и сексуальности. Джанни создавал образы, выгодно подчеркивающие женскую фигуру и притягивающие мужские взоры – а какой женщине это не понравится?

Уже в следующем, 1989 году, он впервые представил в Париже представил коллекцию haute couture. В девяностые клиентами Версаче стали Мадонна, Тина Тернер, принцесса Диана, Джейн Фонда, Хью Грант, Стинг, Шер, Джордж Майкл и многие другие звезды шоу-бизнеса. Джанни создавал сценические костюмы для концертов своего друга Элтона Джона, а также для выступлений Лучано Паваротти – первого оперного певца мира. По оценкам Forbes, ежегодно Версаче зарабатывал около миллиарда долларов!

В 1991 году на страницах сентябрьского американского Vogue была опубликована черно-белая фотосессия Питера Линдберга с участием Синди Кроуфорд, Татьяны Патиц, Карен Мюлдер, Хелены Кристенсен, Линды Евангелисты, Клаудии Шиффер, Наоми Кэмпбелл и Стефани Сеймур. Топ модели были запечатлены на фоне зданий и мокрого асфальта в одежде из коллекции Gianni Versace осень-зима 1991/92. Эта звездная фотосъемка стала символическим признанием абсолютного успеха итальянского дизайнера в мире моды и гламура.

Между прочим, трем годами раньше он попробовал себя и как художник по костюмам в кинематографе: Версаче поработал для культового сериала «Полиция Майами: Отдел нравов». Позднее Версаче создал костюмы для Мадонны, исполнившей роль колдуньи в киноновелле «Отсутствующий ингредиент» Квентина Тарантино из фильма «Четыре комнаты».

Он выпускал не только одежду: под маркой Versace Home производятся разнообразные товары для дома. Даже здесь, среди, казалось бы, спокойного, не скандального мира домашнего текстиля и мебели, Версаче сделал настоящее шоу: лицами рекламной кампании Home Collection 1995 года стали Сильвестр Сталлоне и Клаудия Шиффер. Ричард Аведон запечатлел их обнаженными, в образах Адама и Евы.

Еще в начале девяностых Версаче стал резидентом Майами, купив виллу на одной из самых дорогих улиц города, Оушен-Драйв, что переводится как «Океанский проезд». И именно там, прямо у порога его дома, произошла трагедия несколькими годами позже…

Убийство в раю…
Утром 17 июля 1997 года Джанни Версаче отправился за свежей прессой в соседний с его домом киоск. Вернувшись с журналами и газетами, он достал ключи и открыл ворота виллы. В этот момент раздался выстрел. Раненый в голову Версаче упал на ступени дома. Затем последовал еще один выстрел – и это было все.

После этого преступник прошел по Оушен-драйв и спокойно сел в красный пикап Chevrolet. Тем временем, истекающего кровью Версаче заметил его спутник жизни Антонио Д’Амико. Скорая помощь доставила его в больницу. Джанни Версаче скончался на операционном столе. Ему было всего пятьдесят лет.

Преступником оказался некий Эндрю Кьюненен, которого разыскивали за убийство еще четырех человек. В операции по его поимке были задействованы сотни агентов ФБР и полицейских. Через восемь дней Кьюненен был обнаружен неподалеку от места преступления – в дешевом мотеле на Оушен-драйв. Окруженный группой полицейского спецназа, он застрелился из того же пистолета, которым убил Джанни Версаче…

Официальные похороны состоялись в Миланском соборе. На прощальной церемонии присутствовало свыше двух тысяч человек, среди которых были его многочисленные друзья и коллеги – Элтон Джон, принцесса Диана, Морис Бежар, Джорджио Армани, Карл Лагерфельд, Наоми Кэмпбелл, Мадонна, Лучано Паваротти, Джордж Майкл, Стинг…

Донателла и Санто похоронили Джанни на озере Комо, в саду его виллы Фонтанелла. Позднее его прах был перенесен в Милан.

…наверное, самым красивым трибьютом этому выдающемуся кутюрье и человеку стали слова его сестры, которой после его смерти пришлось возглавить его модный Дом:

Энергия Джанни была так сильна, что только оружие могло остановить его. Но пуля не может убить его дух.

Отправить ответ